С уверенностью в будущее: адаптация страховой компании с вековой историей к изменениям на российском страховом рынке
Интервью редакции с Мариной Георгиевной Сотовой, Генеральным директором страховой компании «Турикум»
ИНТЕРВЬЮ
Марина Георгиевна Сотова
Марина Георгиевна Сотова имеет более 20 лет профессионального опыта работы в страховании. С 2019 г. является Генеральным директором АО СК «Турикум» (ранее АО СК «Цюрих»), где с 2014 г. по 2019 год занимала должность Финансового директора, затем Заместителя Генерального директора – Финансового директора.

Закончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Экономика и управление на предприятии», имеет аттестат Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и в данный момент заканчивает получение квалификации ACCA (Association of Chartered Certified Accountants). В совершенстве владеет английским и немецким языками.
Ред.:
Долгое время мы знали Вашу команду в составе глобальной Группы Zurich Insurance Group, летом 2022 года компания изменила название и известна на рынке теперь как страховая компания «Турикум». Что значит это название, что стало причиной переименования, сохраняется ли взаимодействие с Группой Zurich?
М. С.:
Турикум – это латинское название исторического поселения, с которого когда-то начинался город Цюрих. Такое название отражает историю нашей компании, а также тот международный опыт, который наша команда приобрела в ходе многолетней работы в составе Zurich Insurance Group.
В мае 2022 года руководство Группы Zurich приняло решение о продаже 100% акций российского подразделения локальному менеджменту, что позволило компании сохранить нашу профессиональную команду с накопленным страховым опытом, а также продолжить предоставление надежной страховой защиты и высокого качества обслуживания нашим клиентам.
Компания провела ребрендинг в 2022 году и теперь работает под брендом «Турикум».
Ред.:
Турикум — уникальный страховщик на российском рынке с длинной историей и сильной командой андеррайтеров. Удалось ли сохранить ключевой персонал? Меняется ли что-то и в каких видах страхования и андеррайтинговых подходах? Как реагируют на такие изменения Ваши клиенты - традиционно крупные международные компании с европейскими корнями и традицией страхования, как основного элемента управления рисками?
М. С.:
После ухода Группы Zurich из капитала и управления российской дочерней компанией нам удалось полностью сохранить нашу команду. Мы перестроили наши процессы и стараемся адаптироваться к текущим реалиям рынка, но при этом, как и раньше, продолжаем поддерживать высокую культуру андеррайтинга по разным линиям бизнеса (например, страхование грузов, имущества и ответственности) в соответствии с мировыми стандартами. Наши андеррайтеры внимательно и всесторонне оценивают возможные риски. В этом им помогают в том числе наши риск-инженеры, готовящие подробные отчёты и рекомендации по предотвращению рисков по итогам осмотров объектов страхования наших потенциальных или существующих клиентов. Мы также сохранили нашу высококвалифицированную команду урегулирования убытков и бэк-офиса. Наши клиенты знают, что, как и прежде, они надёжно защищены, они могут рассчитывать на нашу экспертизу не только при урегулировании возможных убытков, но и для их предотвращения.
Ред.:
Как Вы оцениваете конкуренцию на страховом рынке в текущем моменте? Несколько лет назад мы наблюдали тарифную войну в ОСАГО, затем всплеск роста банковской комиссии до 80% от страховой премии, в корпоративном сегменте страховое покрытие расширялось до практически неограниченного. Что сейчас влияет на выбор страховщика клиентом?
М. С.:
Стоимость страхования всегда являлась важным фактором для клиента при выборе страховщика. За последний год на российском страховом рынке произошло много изменений, и сейчас страховщики активно стараются удержать своих клиентов и привлечь новых, — зачастую снижая цены, и, к сожалению, не всегда обосновано с точки зрения управления рисками. Чаще всего этот тренд прослеживается в страховании имущества и ответственности.

Наша стратегия включает в себя в первую очередь риск-ориентированный подход, постоянный мониторинг качества портфеля, продуманную ценовую политику.
Также Российская Национальная Перестраховочная Компания предпринимает действия, направленные на обеспечение качества страхового покрытия участников рынка, и это хороший тренд.

Клиенты, которые нас выбирают, обращают внимание не только на цену, но и на историю взаимодействия с нашей компанией, нашу репутацию и надежность, нашу экспертизу в области урегулирования убытков.
Ред.:
Корпоративное страхование всегда было одним из важных направлений стратегии компании в России, и в целом корпоративные клиенты составляли большую часть страхового портфеля. Как изменилась стратегия в текущих условиях? Появилось ли больше интереса к другим линиям бизнеса, страхованию граждан, мелкого и среднего бизнеса? Можно ли ожидать изменения структуры каналов продаж, большего взаимодействия с банками?
М. С.:
На данный момент мы сохраняем фокус на корпоративное страхование, в частности, мы предоставляем страхование ответственности, грузов, финансовых рисков, имущества, строительно-монтажных рисков и страхование от несчастного случая.
Многие наши клиенты это бывшие международные компании, которых мы поддерживаем в переходный период, когда они меняют структуру владения — входят в состав российских групп или проходят процесс MBO.

В то же время в числе стратегических приоритетов нашей компании дальнейшая диверсификация портфеля. Это включает в себя запуск новых корпоративных продуктов в уже существующих линиях бизнеса, а также привлечение клиентов из малого и среднего бизнеса. Также мы анализируем возможности использования новых каналов продаж, в том числе онлайн. Мы по-прежнему сохраняем фокус на страховании грузов и планируем предлагать новые решения для защиты их перевозок.

Потенциальных направлений для дальнейшего развития у нас много, и процесс их анализа, приоритизации, разработки и запуска потребует сил и времени, но мы готовы к этим переменам и вдохновлены этими новыми проектами. 
Ред.:
В чем Вы видите основные проблемы и риски российского страхового рынка на горизонте двух ближайших лет? И почему на протяжении почти 30 лет доля страховой премии в российском ВВП не превышает 1,5%, несмотря на введение обязательного страхования гражданской ответственности, всплеска страхования жизни и другие, казалось бы, обнадеживающие факторы? Вам нравится понятие "страховая культура", что Вы в него вкладываете?
М. С.:
Страховая культура населения — это действительно важный аспект темы развития страхования и страхового рынка. В нашей стране эта культура растёт, но пока, к сожалению, темпы роста всё ещё невысоки. Во многом это связано с недостаточным уровнем осведомлённости наших граждан о страховании как таковом, но также и с высоким уровнем недоверия к страховщикам.


Многие страховые компании используют агрессивный подход к ведению бизнеса, мало уделяют внимания андеррайтингу и оценке рисков. И когда наступает страховой случай, они зачастую отказывают в выплате на основании написанных мелким шрифтом условий, в которых клиент при подписании договора толком не разобрался. Такой подход к клиенту только снижает уровень его доверия, а именно доверие, в конечном итоге, является ключевым фактором в развитии страховой отрасли в целом.

Если приводить пример из сегмента корпоративного бизнеса, опыт взаимодействия с клиентом по одному виду страхования может влиять на другой. Например, если кто-то из топ-менеджеров клиента получил недостаточно хорошее обслуживание по ДМС, то страховая компания может быть даже исключена из секьюрити-листа не только по страхованию ДМС, но и другим видам страхования.


Чтобы повышать страховую культуру населения, страховые компании совместно с профессиональными ассоциациями и регулятором должны предпринимать конкретные действия. Например, можно отметить инициативу ВСС и соответствующее Указание Центрального Банка, согласно которым с 1 апреля этого года страховщики при заключении договоров добровольного страхования (за некоторыми исключениями) должны будут предоставлять потребителю ключевой информационный документ (КИД), содержащий основную информацию полиса: страховое покрытие и исключения из него, срок действия договора страхования и т.д. Такой документ позволит потребителям принять взвешенное решение при выборе страховщика и в дальнейшем всегда иметь под рукой краткую информацию о приобретённой страховке.


Подобные инициативы будут способствовать повышению уровня страховой культуры и доверия населения к страхованию. В свою очередь страховые компании же должны оправдывать это доверие и строить свои внутренние процессы на принципах прозрачности для клиента и справедливой оценки рисков. Это позволит сократить существующие проблемы и, будем надеяться, способствовать дальнейшему развитию российского страхового рынка.
Ред.:
Как Генеральный директор Вы много лет работаете в страховании, насколько изменился страховой рынок, менеджмент, системы управления рисками страховщиков? Насколько это важно для профессионального портрета и восприятия страхового рынка клиентами?
М. С.:
Безусловно за последние пару десятилетий страховой рынок России вырос и в количественном и качественном выражении, изменения регуляторной среды позитивно повлияли на конечного потребителя страховых услуг. Если вспомнить уровень страхового рынка в начале 2000-х, то несомненно мы сейчас находимся на  более цивилизованном уровне клиентоориентированности.

Если же говорить о дальнейшем развитии, то это во многом касается подходов к оценке риска, прозрачности страхового покрытия, справедливого ценообразования и корпоративной культуры страховщиков.
Ред.:
Страховщики довольно продолжительное время слывут не очень привлекательными работодателями, за исключением привлечения агентов, как Вы думаете почему? Много ли новых позиций возникает в компании ежегодно? Какое профильное или специальное образование является ключевым?
М. С.:
Как мы уже обсуждали выше, среднестатистический гражданин России в целом мало знает о страховании, и поэтому зачастую это далеко не первая отрасль, которая приходит в голову при выборе карьеры. Многие наши сотрудники изначально оказались в страховании случайно, но в итоге влюбились в эту сферу деятельности и работают в ней уже долгие годы. Во многом этому способствует разнообразие страхования, ведь рисков существует много, и они есть во всех областях нашей жизни.


В страховании присутствует много интересных специфических специальностей, направленных на просчёт и оценку рисков, их предотвращение, а также работу с уже произошедшими страховыми случаями. Помимо этого в любой страховой компании есть также «обычные» должности в финансах, отделе кадров, ИТ. Опыт в страховании при найме на такие должности конечно является преимуществом, но не всегда обязателен.

В нашей компании стабильная команда и структура, поэтому позиций возникает не так много. При этом мы всегда очень ответственно подходим к подбору новых сотрудников. Обычно профильное образование непосредственно в страховании, а также экономическое или юридическое являются преимуществом. Но также важен и общий кругозор человека, аналитическое мышление, коммуникационные навыки, желание изучать что-то новое и развиваться. При найме мы отталкиваемся в первую очередь от личных качеств кандидата. Опыт и специализированное образование бесспорно могут быть важным фактором, но специалистов на рынке не так много, и мы всегда готовы принять в команду способного, интересующегося, думающего человека даже без опыта и научить его.
Ред.:
Традиционно говорят, что кризисы - время возможностей. Текущий кризис многоаспектный, структурно сложный и мало предсказуемый в направлении своего развития. Какие возможности для страхования открываются сейчас? Много ли страховщиков готовы быть агрессивными в инновациях, новых прорывных решениях и каких?
М. С.:
Кризис — действительно время возможностей, а значит и время рисков. С этой точки зрения для страховщиков, как и для других компаний из многих отраслей, сейчас интересный период и время переосмыслить всю свою деятельность и найти новые методы ведения бизнеса и пути для развития.


Бесспорно также то, что современный мир — это мир технологий. Даже те страховщики, которые привыкли общаться с клиентами оффлайн, сейчас ищут новые возможности для взаимодействия и оптимизации. Это включает в себя создание личных кабинетов, переход на электронный документооборот, развитие сайтов, на которых у потенциальных клиентов появляется возможность самостоятельно просчитать стоимость страхования и приобрести полис (в том числе корпоративный) онлайн. Адаптация к потребностям клиента, ускорение процессов с помощью технологий — это необходимое условие для развития бизнеса в текущих условиях. Мы стараемся соответствовать и сейчас много внимания уделяем вопросам цифровизации и диджитализации.

Подписка на журнал
На сайте доступна годовая подписка на журнал «Страховое право» с онлайн-оплатой. Стоимость годовой подписки на электронную версию — 4 400 ₽, стоимость покупки одного номера — 1100 ₽.

Для наших подписчиков публикация в журнале (при одобрении Редакционной коллегией) и участие в конференциях и дискуссиях журнала — бесплатны.

Бумажная версия доступна только при условии приобретения годовой подписки. Стоимость подписки — 4 400 ₽.
Свидетельство о регистрации
в Министерстве печати и информации РФ № ФС77-82379 от 3 декабря 2021 г.
© СТРАХОВОЕ ПРАВО, 2024
Издается с 1998 г.
Учредитель: ООО «Страховое право»
127495, г. Москва, Дмитровское ш., д. 165Е,
корп. 6, эт. 1, пом. V, комн. 7, оф. 11.