Зарубежная правоприменительная практика в сфере ESG

Foreign Law Enforcement Practice in
the Field of ESG
Леваева Любовь Анатольевна[1],
редактор телеграм-канала
Insurance Law (@I_insurance)[2],
председатель Совета молодых
ученых, исследователь
Всероссийской академии внешней
торговли Минэкономразвития России

Levaeva Lubov A.,
Editor of the Telegram-Channel
Insurance Law
В статье проанализирована зарубежная правоприменительная практика в сфере ESG. Систематизированы последние решения уполномоченных органов власти Венгрии. США. Великобритании и Индии. Полученные выводы могут быть использованы в процессе разработки стратегии компаний и выработке наиболее оптимальных решений выхода на интересующие рынки.

Ключевые слова:
ESG, правоприменение, регуляторная политика
The article analyzes the law foreign enforcement practice in the field of ESG. The latest decisions of the authorized authorities of a number of countries are systematized. The findings can be used in the process of developing a company's strategy and developing the most optimal decisions on entering markets of interest.

Keywords:
ESG, law enforcement, regulatory policy
В настоящее время внедрение критериев ESG в бизнес-стратегии — это уже не новшество, а необходимость. В сфере правоприменения ESG требований происходят значительные изменения, поскольку компании осознают важность их внедрения. Однако сохраняются и проблемы, такие как недостаточная осведомлённость, неравномерное правоприменение и фрагментарная отчётность.

Венгрия


Венгрия сделала решительный шаг в направлении практического внедрения экологических, социальных и управленческих принципов (ESG), приняв постановление Правительства № 276/2025 (от 21 августа 2025 года какого года, далее — Постановление) о правилах наложения штрафов за нарушение Закона ESG (ESG Act CVIII от 2023 года).
ESG ActУказ устанавливает подробные правила в отношении размеров и критериев назначения штрафов, которые будут налагаться уполномоченным контролирующим органом в сфере ESG (SARA). Новые правила предусматривают прозрачные и соразмерные наказания, устраняя неопределённость в отношении последствий несоблюдения  ESG act. Указ ESG Act вступает в силу 6 сентября 2025 года.
Вводятся следующие штрафы за нарушение различных обязательств в соответствии с ESG Act:
  • за предоставление или предложение услуг в сфере ESG з соответствующего разрешения: от 200 000 до 10 миллионов венгерских форинтов (прим. — в Венгрии организации, оказывающие услуги в сфере ESG должны получать разрешение на свою деятельность, например, составители отчетности);
  • за несанкционированные запросы ESG данных (т. е. за получение данных о поставщиках, выходящих за рамки ESG анкеты, утвержденной в законодательном порядке, без разрешения SARA или с нарушением его требований, а также за получение данных о поставщиках от микро- или малых предприятий до 30 июня 2027 года): 1 млн венгерских форинтов и до 1% от чистого оборота компании, но не более 50 млн венгерских форинтов;
  • непредоставление полученных ESG данных в SARA (включая измене-ния в данных о ESG участниках, с которыми заключен договор): от 200 000 до 2 млн венгерских форинтов;
  • непредоставление непосредственным поставщикам подготовительных программ для заполнения ESG анкет: от 200 000 до 3 млн венгерских форинтов.
За несколько нарушений может быть наложен штраф в повышенном размере, а за неоднократные нарушения или несоблюдение требований SARA штраф может взиматься неоднократно. После того как решение SARA вступит в силу, штраф должен быть уплачен в течение восьми календарных дней на казначейский счёт, указанный в постановлении.
При расчете точной суммы штрафа SARA будет учитывать следующее:
  • отрицательное влияние нарушений на продвижение принципов устойчивого развития и укрепление экологической и социальной ответственности;
  • о любых добросовестных мерах по исправлению ситуации, предпринятых компанией до вмешательства надзорного органа.
Помимо принятия Указа, были внесены изменения в несколько других подзаконных актов, регулирующих критерии образования и аккредитации ESG консультантов[3].

Индия


Индия — одна из первых стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе приняла законодательство о корпоративной социальной ответственности. Нормативно закреплено требование к компаниям направлять часть прибыли на разрешённые виды деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности.
В августе Постоянный комитет парламента Индии по финансам опубликовал отчёт, в котором обсуждаются действия, предпринятые правительством в ответ на замечания и рекомендации, представленные комитетом Министерству по корпоративным вопросам в марте 2025 года. В августовском отчёте комитета также содержатся рекомендации, основанные на ответах Правительства, которые министерство предоставило комитету Парламента в июне. 
Рекомендации Комитета не меняют действующее законодательство и, возможно, никогда не приведут к появлению законодательных инициатив. Однако этот доклад является частью более широкой картины, позволяющей понять вектор корпоративной социальной ответственности и ESG-соответствия, а также их реализацию.
Статья 135 Закона Индии о компаниях требует, чтобы компании с чистой стоимостью активов от 500 млн рупий, оборотом от 1000 млн рупий или чистой прибылью от 5 млн рупий направлялиопределённую часть своей средней чистой прибыли на мероприятия в рамках корпоративной социальной ответственности. 
В своём отчёте Комитет отмечает, что в рамках статьи 135 был достигнут значительный прогресс, особенно в том, что касается необходимых расходов как со стороны государственного, так и со стороны частного сектора. Однако Комитет обеспокоен некоторыми предполагаемыми пробелами в правоприменительной практике и мониторинге соблюдения требований. В целях устранения таких лакун Комитет рекомендует:
  • Компании должны будут предоставлять, а министерство — публиковать аналитические отчёты с подробным описанием фактического социально-экономического эффекта от проектов ESG, а не только суммы потраченных средств;
  • Необходимо создать государственную систему, которая будет прозрачно отслеживать все неизрасходованные средства ESG, чтобы обеспечить их целевое использование;
  • должны быть доступны исчерпывающие данные обо всех принудительных мерах, включая тип нарушения, взысканные штрафы и их эффективность;
  • необходимо внедрить чёткую политику мониторинга и подотчётности всех организаций, реализующих проекты в сфере корпоративной социальной ответственности, чтобы обеспечить разумное и целевое использование средств.
  • В своём июньском ответе Министерство, среди прочего, упомянуло требования к раскрытию информации и управлению, предусмотренные статьей 135, а также соответствующие меры ответственности за их несоблюдение. В Министерстве пришли к выводу, что «упомянутая система корпоративной социальной ответственности обеспечивает точный механизм отчётности, мониторинга, наказания за несоблюдение требований и надлежащего использования средств корпоративной социальной ответственности». Комитет рекомендует предпринять следующие действия:
  • Создание специального ESG надзорного органа при Министерстве по корпоративным вопросам для усиления контроля правоприменения. Этот орган будет отвечать за мониторинг раскрытия ESG информации, чтобы обеспечить соблюдение стандартов отчётности с помощью специальной экспертизы. Также целесообразно поручить этому органу разработку отраслевых рекомендаций.
  • Внесение поправок в Закон о компаниях с целью прямого включения целей ESG в перечень фидуциарных обязанностей директоров. Это обяжет советы директоров контролировать интеграцию целей ESG в их бизнес-стратегии.
  • Требование о создании в советах директоров независимых ESG комитетов, аналогичных аудиторским комитетам, для обеспечения эффективной реализации и мониторинга ESG стратегий.
В своём ответе Министерство пришло к выводу, что ESG принципы уже заложены в действующем Законе о компаниях, в том числе в законодательных положениях, касающихся энергосбережения, гендерного разнообразия в советах директоров, пособий по беременности и родам, обязанностей директоров и системы корпоративной социальной ответственности в соответствии с статьей 135 Закона о компаниях. Министерство также указало, что, по его мнению, нет необходимости в отдельном надзорном органе ESG на уровне совета директоров, поскольку существующие требования к раскрытию информации и механизмы подотчётности совета директоров являются достаточными[4].

США


Генеральный прокурор штата Флорида Утмайер расширил масштабы кампании против DEI (Diversity, Equity, and Inclusion — «разнообразие, равенство и инклюзивность») и ESG инициатив. Генеральный прокурор Флориды не только объявил о расследовании в отношении климатических некоммерческих организаций, связанном с раскрытием информации об окружающей среде, но и объявил о полном запрете на привлечение сторонних консультантов, чьи фирмы придерживаются политики DEI и ESG — или, как выразился генеральный прокурор, «стандартов, [которые] явно разработаны для намеренной дискриминации по запрещённым признакам под прикрытием нейтральных формулировок». Действительно, как провозглашено в меморандуме о политике Генеральной прокуратуры Флориды, «Дискриминационные обязательства юридических фирм, воплощенные в политике DEI (Diversity, Equity, and Inclusion — «разнообразие, равенство и инклюзивность) и ESG, больше не должны подменять интересы государства и основополагающие принципы, которые с незапамятных времен регулировали отношения между адвокатом и клиентом».
Неясно, какое практическое влияние в конечном итоге окажет этот политический меморандум. Генеральная прокуратура Флориды наняла лишь ограниченное число фирм в качестве внешних консультантов, и в настоящее время неизвестно, сколько из этих юридических фирм выразили приверженность политике DEI и / или ESG. Среди этих фирм вполне вероятно, что от политики ESG и DEI откажутся, чтобы сохранить свои прибыльные деловые отношения с Florida AG Florida Commissioner of Agriculture, но неясно, насколько существенной была эта политика. Более того, представляется маловероятным, что перспектива получения дополнительных услуг от Генеральной прокуратуры Флориды заставит многие юридические фирмы активно прекратить свою политику DEI и ESG.
Однако этот политический меморандум имеет большое значение с точки зрения создания определенной ситуации на рынке?. В течение ряда лет считалось целесообразным, чтобы юридические фирмы публично выражали поддержку инициатив DEI и ESG, а также придерживались политики DEI / ESG. В настоящее время от генерального прокурора штата поступил четкий сигнал о том, что такая политика не только нежелательна, но и что такая политика может активно способствовать тому, что юридические фирмы будут лишены возможности получать прибыльную работу. Действительно, в меморандуме о политике ясно указывается, что он разработан, по крайней мере частично, для противодействия инициативам частного сектора по продвижению политики DEI и ESG. Таким образом, этот программный меморандум является ярким примером усилий по изменению принятых норм, окружающих политику DEI и ESG.

Великобритания


31 июля 2025 года EFRAG (European Financial Reporting Advisory Group) начала свои 60-дневные консультации по ознакомительным проектам пересмотренных и упрощенных европейских стандартов отчетности в области устойчивого развития («ESG») для тех компаний, которые обязаны предоставлять отчетность в соответствии с Директивой по корпоративной отчетности в области устойчивого развития («CSRD»). -Этому предшествовало «быстрое решение" делегированный акт об отсрочке дополнительных поэтапных требований к отчётности, которое также было опубликовано с кратким описанием изменений.
Правительство Великобритании объявило, что больше не будет внедрять «Зелёную таксономию», хотяи проводит консультации по предварительным версиям британских стандартов IFRS S1 и IFRS S2 — соответственно, UK SRS S1 и UK SRS S2. Консультации продлятся до 17 сентября 2025 года, наряду с консультациями по разработке режима надзора для обеспечения достоверности финансовой отчётности, связанной с устойчивым развитием.
Таким образом, несмотря на то, что корпорации по всему миру все больше уделяют внимание нивелированию рисков геополитических конфликтов, повестка ESG не уходит из операционной деятельности компаний. Правительства многих стран прорабатывают вопросы нормативного регулирования ESG, расширяя социальные обязательства компаний[5].

  1. Редактор канала — эксперт Любовь Леваева, соискатель МГИМО МИД России
  2. Телеграмм-канал Insurance Law создан журналом «Страховое право» в 2022 году. Ключевыми треками канала являются правоприменительная практика в страховании и перестраховании в России и за рубежом, а также правовые позиции российских и иностранных экспертов по вопросам правоприменительной практики в страховании. Актуальные обзоры новостей и анонсы значимых событий в страховании базируются на новостной ленте Международной Ассоциации Страхового Права (AIDA)
  3. Veronika KovacsGabor Czike and Laszlo Jokay. Hungary formalises ESG enforcement by adopting SARA fines decree [Электронный ресурс]. – URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=69c35324-d4f0-411d-b58d-5df5c8aacf27 (дата обращения — 23.08.2025)
  4. Michael R. LittenbergAndrew J. DaleChune Loong Lum and Samantha Elliott. Indian Parliamentary Committee Recommends Enhancements to CSR and ESG Legislation. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=590a2b70-1610-4f8a-8d49-72a526534498 (дата обращения — 24.08.2025)
  5. John VerweyAnna Maleva-OttoRachel E. LoweSulaiman I. MalikMichael Singh. EFRAG Launches Consultation on Simplified European Sustainability Reporting Standards (ESRS) under the CSRD [Электронный ресурс].

Список литературы

  1. Kovacs, V. Hungary formalises ESG enforcement by adopting SARA fines decree [Электронный ресурс] / V. Kovacs, G. Czike, L. Jokay. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=69c35324-d4f0-411d-b58d-5df5c8aacf27 (дата обращения: 23.08.2025).
  2. Littenberg, M. R. Indian Parliamentary Committee Recommends Enhancements to CSR and ESG Legislation [Электронный ресурс] / M. R. Littenberg, A. J. Dale, Ch. L. Lum, S. Elliott. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=590a2b70-1610-4f8a-8d49-72a526534498 (дата обращения: 24.08.2025).
  3. Verwey, J. EFRAG Launches Consultation on Simplified European Sustainability Reporting Standards (ESRS) under the CSRD [Электронный ресурс] / J. Verwey, A. Maleva-Otto, R. E. Lowe, S. I. Malik, M. Singh. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=9efe7958-5018-43a8-b74d-1a8d9a9d48b6 (дата обращения: 24.08.2025).
Подписка на журнал
На сайте доступна годовая подписка на журнал «Страховое право» с онлайн-оплатой. Стоимость годовой подписки на электронную версию — 4 600 ₽, стоимость покупки одного номера — 1150 ₽.

Для наших подписчиков публикация в журнале (при одобрении Редакционной коллегией) и участие в конференциях и дискуссиях журнала — бесплатны.

Бумажная версия доступна только при условии приобретения годовой подписки. Стоимость подписки — 4 600 ₽.
Свидетельство о регистрации
в Министерстве печати и информации РФ № ФС77-82379 от 3 декабря 2021 г.
© СТРАХОВОЕ ПРАВО, 2025
Издается с 1998 г.
Учредитель: ООО «Страховое право»
127495, г. Москва, Дмитровское ш., д. 165Е,
корп. 6, эт. 1, пом. V, комн. 7, оф. 11.