Регуляторная политика в сфере финансовых технологий за рубежом
Regulatory Policy in the Field
of Financial Technologies Abroad
Леваева Любовь Анатольевна,
редактор телеграм-канала
Insurance Law (@I_insurance),
председатель Совета молодых ученых,
исследователь Всероссийской академии
внешней торговли Минэкономразвития
России

Levaeva Lubov A.,

Editor of the Telegram-Channel Insurance Law

В статье проанализирована правоприменительная практика в сфере финансовых технологий. Освещены значимые нормативные изменения в фокусе последнего года. Разработанные правительствами различных государств правовые механизмы предопределяют особую актуальность развития регуляторной политики.

Ключевые слова:
иностранные юрисдикции, финтех, финансовые технологии, правоприменение, регуляторная политика
The article analyzes the law enforcement practice in the field of financial technologies. Significant regulatory changes in the focus of the last year are highlighted. The legal mechanisms developed by the governments of various states determine the special relevance of the development of regulatory policy.

Keywords:
foreign jurisdictions, fintech, financial technologies, law enforcement, regulatory policy

Бельгия


В настоящее время в Бельгии обновлены или вступили в силу поправки в следующие законодательные акты:
— Закон о данных, который устанавливает единые правила справедливого доступа к данным и их использования;
— Директива о комплексной проверке корпоративной устойчивости (CS3D);
— Положение о борьбе с отмыванием денег и шестая Директива о борьбе с отмыванием денег (AMLD6);
— Регламент (ЕС) 2024/886 о мгновенных кредитных переводах в евро.
— Новая нормативно-правовая база ЕС в отношении криптоактивов, состоящая из Регламента (ЕС) 2023/1114 о рынках криптоактивов (MiCAR) и обновлённого Регламента о переводе денежных средств, в целом применима с 30 декабря 2024 года, за исключением положений MiCAR о токенах, привязанных к активам, и токенах электронных денег, которые применимы с 30 июня 2024 года.
С января 2025 года, в частности, применяются Директива о требованиях к капиталу IV, Положение о требованиях к капиталу III и Закон о цифровой операционной устойчивости (более известный как DORA). С того же месяца частично применяются Положения о мгновенных платежах. С февраля 2025 года применяются главы I и II Закона об искусственном интеллекте.
На национальном уровне 1 января 2025 года вступила в силу Книга 6 Гражданского кодекса Бельгии, предусматривающая обновлённое законодательство о внедоговорной ответственности[1].


Египет


В рамках реализуемого Египтом плана по созданию комплексной цифровизации в стране за последние 18 месяцев произошли кардинальные изменения в сфере финансовых технологий и цифровых платежей.
После принятия Закона о финансовых технологиях, который заложил основу для их использования в небанковской финансовой деятельности, FRA  (регулятор в сфере финтеха) выпустило несколько постановлений, регулирующих использование технологий в небанковской финансовой деятельности, в том числе:
1.    Указ № 58 от 2022 года, в котором рассматриваются условия и процедуры, необходимые для создания, лицензирования и утверждения компаний и организаций, желающих осуществлять небанковскую финансовую деятельность с использованием финансовых технологий;
2.    Указ № 139 от 2023 года, который касается инфраструктуры, информационных технологий (ИТ), мер безопасности и необходимых мер защиты для финансовых технологий, используемых в небанковской финансовой деятельности. В этом указе изложены различные условия, которые необходимо выполнить для получения лицензии, включая, помимо прочего, наличие серверов баз данных, серверов приложений, веб-серверов, межсетевых экранов нового поколения, проведение тестов на проникновение и ведение реестра для регистрации действий;
3.    Указ № 140 от 2023 года, регулирующий цифровую идентификацию, цифровые контракты, цифровой реестр и использование финансовых технологий для ведения небанковской финансовой деятельности, а также требования к соблюдению законодательства;
4.    Указ № 141 от 2023 года, который создаёт платформу для регистрации поставщиков аутсорсинговых услуг в сфере финансовых технологий для осуществления небанковской финансовой деятельности (Реестр аутсорсинговых услуг). По решению FRA в этот Реестр будет включаться информация о поставщиках аутсорсинговых услуг. Те, кто не внесён в Реестр, не могут оказывать какие-либо аутсорсинговые услуги; и
5.    Указ № 57 от 2024 года, регулирующий работу автоматизированной программы финансовых консультантов по инвестициям (робо-консультантов по инвестициям).
2 января 2024 года FRA издало указ № 268 от 2023 года, касающийся правил и процедур создания и лицензирования новых компаний в сфере финансовых технологий для осуществления небанковской финансовой деятельности (Правила Fintech).
Касательно банковских услуг, то 8 марта 2023 года CBE опубликовал новые правила, вводящие услуги «токенизации», которые позволяют осуществлять бесконтактные платежи через смартфоны.
Несмотря на то, что Египет занял активную позицию в отношении финтеха, стремясь стимулировать инновации и в то же время обеспечивая надзор со стороны регулирующих органов для обеспечения финансовой стабильности и защиты потребителей, где традиционные финтех-услуги, такие как электронные платежи, нормативно проработаны, а криптовалюта и децентрализованные финансы (DeFi) по-прежнему находятся под пристальным вниманием регулирующих органов из-за их новизны и сложности.
Кроме того, в 2019 году в Египте работает группа «Нормативной песочницы», которая «предлагает среду для тестирования в реальном времени для новаторов в сфере финансовых технологий, разрабатывающих новые бизнес-модели, которым в настоящее время препятствуют строгие требования к лицензированию и неопределённость в сфере регулирования».  В 2020 году запустил работу второй группы, посвящённую тенденциям в сфере финансовых технологий. Впоследствии была введена третья группа для краудфандинговых платформ, основанных на кредитовании, со сроком подачи заявок до 31 августа 2023 года[1].


Финляндия


Наиболее значимым событием в сфере регулирования для Финляндии в контексте регулирования Европейского союза стало принятие MiCAR и пересмотренного TFR. В декабре 2024 года MiCAR вступил в законную силу, создав всеобъемлющую нормативно-правовую базу для криптоактивов. MiCAR ввел требования к лицензированию поставщиков услуг в сфере криптоактивов (CASP) и конкретное регулирование как для стейблкоинов, так и для случаев злоупотребления рынком, требует прозрачности в официальных документах и обеспечивает соблюдение мер по защите потребителей. В соответствии с новым регламентом Финляндия приняла Закон о CASP и рынке криптоактивов, который отменяет Закон о финских поставщиках услуг в сфере виртуальных активов (VASP), основанный на 5-й Директиве Европейского союза по борьбе с отмыванием денег.7 Наиболее важным аспектом финского законодательства является переходное положение, предусмотренное MiCAR, согласно которому VASP имеют право продолжать работу с криптоактивами до 30 июня 2025 года при условии, что они подадут заявку на получение разрешения CASP в рамках MiCAR до 30 октября 2024 года.
Кроме того, всеобъемлющее влияние Европейского союза вновь проявилось в начале 2024 года, когда Суд Европейского союза вынес решение по делу C-661/22 (ABC Projektai). Это решение повлияло на интерпретацию FIN-FSA в отношении выпуска электронных денег, тем самым обеспечив более гибкую систему для платёжных организаций, предлагающих платёжные счета.
Принятие Регламента (ЕС) 2022/858 о пилотном режиме для рыночных инфраструктур, основанных на технологии распределённого реестра (пилотный режим), и DORA также можно считать значимыми нормативными изменениями. Пилотный режим способствует развитию технологий распределённого реестра и криптоактивов, которые квалифицируются как финансовые инструменты, в то время как цель DORA, вступающей в силу с января 2025 года, — укрепить безопасность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для финансовых организаций, установив единые требования для обеспечения их операционной устойчивости к киберугрозам и инцидентам, связанным с ИКТ. Последнее подчёркивает приверженность Европейского союза защите цифровой инфраструктуры финансового сектора.
FIN-FSA также пересмотрело некоторые из своих нормативных актов и руководящих принципов, что имеет большое значение для участников финтех-индустрии. Эти обновления особенно важны, поскольку, согласно финскому законодательству, FIN-FSA обычно имеет право издавать более подробные и обязательные к исполнению нормативные акты. Таким образом, эти изменения, внесённые FIN-FSA, могут иметь прямое и существенное влияние на работу финтех-компаний в Финляндии. Например, 1 ноября 2024 года FIN-FSA выпустило новые правила и рекомендации и отменило предыдущие рекомендации, касающиеся процедур, которым необходимо следовать при оказании банковских услуг, особенно при маркетинге банковских услуг, а 24 апреля 2024 года внесло изменения в правила и рекомендации, касающиеся расчёта и отчётности по платёжеспособности финансовых и страховых конгломератов.
Однако, пожалуй, самым значительным событием в практическом применении финтех-компаний в Финляндии (и, возможно, во всём Европейском союзе) стал выпуск первого стейблкоина на основе евро, соответствующего Директиве 2009/110/EC (2-й Директиве об электронных деньгах) - EUROe. EUROe - это электронный денежный токен, соответствующий требованиям MiCAR, что ставит его в один ряд с другими токенами, соответствующими нормативным требованиям в секторе финансовых технологий.
В результате успеха Membrane Finance Oy компания Paxos, один из крупнейших игроков в мировом секторе криптоактивов и стейблкоинов, в ноябре 2024 года приобрела Membrane Finance Oy. Это приобретение свидетельствует о растущей репутации Финляндии как рынка, на котором устойчивый бизнес может процветать и добиваться долгосрочного успеха.
В целом ожидается, что в ближайшем будущем число организаций в Финляндии, соответствующих требованиям MiCAR, будет расти, поскольку несколько крупных VASP в стране в настоящее время подают заявки на получение лицензий CASP при поддержке Nordic Law[2].


Германия


В последнее Германия продолжала совершенствовать и развивать свою нормативно-правовую базу в сфере финансовых технологий, чтобы соответствовать стремительному росту финтеха, включая такие сферы, как криптовалюты, DeFi и цифровой банкинг. Ключевые изменения включают следующее:
1.    Реализация MiCAR, Регламента (ЕС) 2022/2554 (DORA) и Регламента (ЕС) 2023/1113 (Регламент о переводе денежных средств) в рамках Закона о цифровизации финансового рынка (FinmadiG). Закон FinmadiG, принятый 27 декабря 2024 года, реализует MiCAR, пересмотренную версию Регламента о переводе денежных средств и DORA. Он предусматривает внесение изменений практически во все нормативные акты Германии.
2.    Публикация проекта Закона об укреплении фондового рынка была направлена на включение поправок к Директивам Европейских инвестиционных фондов (Директива 2009/65 / EC (Директива UCITS) и Директива 2011/61 / EU (Директива AIFM)) в национальное законодательство. Он также содержал новую возможность создавать закрытые инвестиционные фонды для розничных инвесторов без необходимости создания отдельной компании (с использованием специальных фондов). BaFin выпустил дополнительные рекомендации и разъяснения относительно классификации и нормативного регулирования криптовалют и проектов DeFi. Они включают в себя разъяснения по требованиям к лицензированию услуг по хранению криптовалют и нормативному статусу различных приложений DeFi, гарантирующие, что компании действуют в рамках закона.
3.    Правительство Германии проявляет большой интерес к цифровым ценным бумагам и более широкому применению технологии блокчейн. Особое внимание уделяется усилиям по созданию правовой базы для выпуска и торговли цифровыми ценными бумагами на платформах блокчейн с целью укрепления позиций Германии как центра финансовых технологий и привлечения дополнительных инвестиций в сектор блокчейна.
4.    Закон о финансировании перспективных инвестиций (ZuFinG), вступивший в силу 1 января 2024 года, направлен на поддержку стартапов, развивающихся компаний, а также малых и средних предприятий. Помимо прочего, ZuFinG упростит получение финансирования на рынках капитала. Таким образом, важной новинкой в ZuFinG является введение электронных акций, которые также могут быть выпущены децентрализованным способом на блокчейне. Уже представлен проект второго закона о финансовых услугах (ZuFinG II).
Эти события отражают проактивный подход Германии к созданию благоприятной, но в то же время надёжной нормативно-правовой среды для инноваций в сфере финансовых технологий, в которой потребность в инновациях сочетается с защитой прав потребителей и финансовой стабильностью.


Великобритания


Банк Англии создал Консорциум по искусственному интеллекту (ИИ), а также представлены условия участия и список участников. Банк объясняет, что целью Консорциума по ИИ является создание платформы для взаимодействия между государственным и частным секторами с целью сбора информации от заинтересованных сторон о возможностях, разработке, внедрении и использовании ИИ в сфере финансовых услуг Великобритании.
FCA опубликовало дискуссионный документ (DP25 / 1) о регулировании деятельности криптоактивов. Это следует за публикацией 29 апреля 2025 года почти окончательного законодательного акта, который создаст новые регулируемые виды деятельности для криптоактивов.
В документе запрашивается мнение о подходе FCA к регулированию торговых платформ для криптоактивов, посредников, кредитования и заимствования криптоактивов, стейкинга и децентрализованного финансирования, а также использования кредитов для покупки криптоактивов.


Португалия


В последнее время произошли значительные изменения в сфере регулирования финтеха в Португалии, в первую очередь в связи с вступлением в силу новых правил ЕС и продолжающимися дискуссиями о законодательстве на национальном уровне. Одной из самых ожидаемых вех стал MiCAR, который вступил в силу на всей территории Европейского союза 30 декабря 2024 года. Согласно MiCAR, любая организация, предоставляющая услуги, связанные с криптоактивами, такие как перевод, хранение, торговля или консультирование, должна получить разрешение от национального компетентного органа в государстве — члене ЕС.
Несмотря на установленные сроки, некоторые государства — члены ЕС до сих пор не приняли необходимых мер для полной реализации MiCAR, что создаёт фрагментарную нормативно-правовую среду. Хотя большинство государств — членов ЕС уже применяют директивы AML/CFT к криптоактивам, отсутствие национальных правил реализации может привести к искажению рынка, в частности, из-за ограничения доступа компаний к финансовым лицензиям ЕС, которые необходимы для работы и предоставления паспортных услуг на территории Европейского союза.
Португалия до сих пор не приняла никаких мер по внедрению MiCAR и не назначила национальный компетентный орган, а также не ввела переходный режим, несмотря на то, что это разрешено самим MiCAR. Такая нормативная неопределённость побудила Банк Португалии 3 января 2025 года опубликовать заявление, разъясняющее текущую ситуацию. В этом заявлении Банк Португалии подтвердил свою роль в качестве превентивного надзорного органа по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в отношении криптоактивов в Португалии и дал следующие ключевые рекомендации:
1.    Поставщики услуг в сфере виртуальных активов (VASP), уже зарегистрированные в Португалии, могут продолжать работать в соответствии с Законом № 83/2017 от 1 августа 2024 года, а также с другими действующими правилами BoP.
2.    Организации, зарегистрированные в качестве VASP, но ещё не начавшие работу, не могут предоставлять услуги до принятия национального закона о внедрении MiCAR.
3.    Банк Португалии не уполномочен принимать или обрабатывать новые заявки на получение лицензии в рамках MiCAR до тех пор, пока правительство Португалии не примет национальный закон о реализации MiCAR, определяющий национальный компетентный орган.
До тех пор, пока в Португалии не будет принят закон о внедрении MiCAR, который должен определить как продолжительность переходного периода в рамках MiCAR, так и национальные компетентные органы, ответственные за надзор за MiCAR, только существующие, активные VASP могут продолжать работать в секторе криптоактивов. Любые новые участники должны дождаться вступления закона в силу, что создаёт неопределённость для компаний, стремящихся выйти на португальский рынок криптовалют.
Параллельно с этим в июне 2023 года Европейская комиссия опубликовала предложения по Директиве о платёжных услугах III (PSD 3) и Регламенту о платёжных услугах (PSR), что стало ещё одним важным обновлением нормативной базы. Эти инициативы направлены на модернизацию платёжной системы, усиление защиты потребителей и обеспечение честной конкуренции между банками и небанковскими финансовыми учреждениями. В отличие от PSD 2, которая была включена в национальное законодательство через PSEMLF, PSD 3 будет в первую очередь регулировать системы лицензирования и надзора. PSR будет действовать как непосредственно применимый регламент, гармонизирующий операционные требования к платежам в Европейском союзе. Несмотря на то, что оба регламента ещё не одобрены Европейским парламентом и за ними последует переходный период, принятие этих новых правил окажет непосредственное влияние на платёжные учреждения, финтех-компании и провайдеров открытого банкинга в Португалии, потребовав от них корректировки своих систем соответствия новым стандартам безопасности и механизмам предотвращения мошенничества.
Помимо изменений в законодательстве, экосистема финтеха в Португалии продолжает расширяться благодаря таким ключевым инициативам, как Portugal Fintech и Portugal FinLab. Portugal Fintech, ведущая отраслевая ассоциация, продолжает объединять финтех-стартапы, инвесторов, регулирующие органы и финансовые учреждения, играя важную роль в формировании национальной финтех-среды. В то же время Portugal FinLab, которая проводится уже в шестой раз, остаётся важной платформой для взаимодействия с регулирующими органами, предоставляя финтех-новаторам прямой доступ к португальским надзорным органам для прояснения юридических неопределённостей и содействия соблюдению требований.
В 2023 году и в начале 2024 года была создана основа для значительных изменений в сфере регулирования финтеха в Португалии. Теперь, когда MiCAR вступил в силу, но ожидает реализации на национальном уровне, а также в связи с будущим введением PSD 3 и PSR, финтех-компании должны подготовиться к периоду адаптации к нормативным требованиям. Ближайшие месяцы будут иметь решающее значение для определения того, как Португалия приведет свое национальное законодательство в соответствие со стандартами ЕС, чтобы ее финтех-сектор оставался конкурентоспособным, инновационным и соответствующим законодательству в рамках развивающейся европейской системы[3].


Индия


За последний год в индийском секторе финансовых технологий произошло множество изменений в законодательстве, направленных на поиск баланса между ростом и инновациями и защитой прав потребителей. Вот некоторые из них:
1.    RBI предоставил статус саморегулируемой организации (SRO) Финтех-ассоциации за расширение прав и возможностей потребителей (FACE), организации, представляющей 80% финтех-кредиторов. Целью этого шага является удовлетворение быстро растущего спроса на цифровые платежи и займы, поскольку СРО обеспечивает прозрачную коммуникацию с RBI и соответствие отраслевым стандартам.
2.    RBI активно изучает возможность введения цифровой рупии, цифровой валюты Центрального банка (CBDC), направленной на повышение эффективности и безопасности платежной системы в Индии. CBDC расширяется за счет включения дополнительных вариантов использования в таких областях, как здравоохранение, образование и топливо.
3.    SEBI предложила ввести инвестиционные планы, стоимость которых начинается примерно с 250 рупий, чтобы сделать инвестиции во взаимные фонды более доступными по всей стране, особенно в сельской местности. План включает в себя упрощенный процесс идентификации клиентов, при этом участники отрасли соглашаются предлагать сниженные тарифы на клиринг, расчеты и верификацию клиентов.
4.    В декабре 2024 года SEBI одобрила новый класс активов для взаимных фондов, что позволило компаниям по управлению активами предлагать инвесторам, заинтересованным в высокорисковых опционах, более рискованные инвестиционные стратегии. Кроме того, были смягчены правила для фондов с пассивным управлением, что способствовало развитию конкуренции за счёт снижения требований к соблюдению нормативных требований[4].
Таким образом, следует резюмировать, что регуляторная политика в различных государствах поступательно развивается в связи со сложившейся конъюнктурой рынка и предопределяет контур развития страны как на внутреннем рынке, так и на внешнем треке.

  1. Редактор канала — эксперт Любовь Леваева, председатель Совета молодых ученых, исследователь Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России
  2. Телеграмм-канал Insurance Law создан журналом «Страховое право» в 2022 году. Ключевыми треками канала являются правоприменительная практика в страховании и перестраховании в России и за рубежом, а также правовые позиции российских и иностранных экспертов по вопросам правоприменительной практики в страховании. Актуальные обзоры новостей и анонсы значимых событий в страховании базируются на новостной ленте Международной Ассоциации Страхового Права (AIDA)
  3. Year in review: fintech law in Belgium. [Электронная версия]. - URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=1ce72c6a-7f90-4a65-ad7f-4bf32b308f61&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-02&utm_term=
  4. Meysan. Year in review: fintech law in Egypt. [Электронная версия]. URL.: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=1efe0522-536b-4344-9699-06215d4e8afd&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-07&utm_term= (Дата обращения: 25.05.2025)
  5. Jon Hautamäki, Max Atallah, Mikael Huhtala. Year in review: fintech law in Finland.[Электронная версия].- URL.: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=6044f015-b6e0-4f3e-83e6-ad7148a9bc30&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-08&utm_term= (Дата обращения: 25.05.2025)
  6. Nuno Lima da Luz, Paulo Costa Martins and Tomás Gomes da Silva. Year in review: fintech law in Portugal, 26 марта 2025 года. [Электронный ресурс].- URL.: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=809bfb7d-122d-4554-ab1f-4cbfe1193576&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=Lexology+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-19&utm_term=
  7. Anu Tiwari, Hamraj Singh and Neville Tata. Year in review: fintech law in India, 26 марта 2025. [Электронный ресурс].-URL:https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=a9d3d14b-d34c-4f3c-8d8a-238f90e9d18e&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-12&utm_term= (дата обращения: 25.05.2025)

Список литературы:

1. Anu Tiwari, Hamraj Singh and Neville Tata. Year in review: fintech law in India, 26 марта 2025. [Электронный ресурс].-URL:https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=a9d3d14b-d34c-4f3c-8d8a-238f90e9d18e&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-12&utm_term= (дата обращения: 25.05.2025)
2. Jan Putnis, Nick Bonsall, David Shone, Kristina Locmele and Sabine Dittrich. Financial Regulation Weekly Bulletin - 8 May 2025. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=0afc955f-cae2-4a72-818e-2c6ecec58265&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-12&utm_term= (дата обращения: 25.05.2025)
3. Jon Hautamäki, Max Atallah, Mikael Huhtala. Year in review: fintech law in Finland.[Электронная версия].- URL.: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=6044f015-b6e0-4f3e-83e6-ad7148a9bc30&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-08&utm_term= (Дата обращения: 25.05.2025)
4. Meysan. Year in review: fintech law in Egypt. [Электронная версия]. URL.: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=1efe0522-536b-4344-9699-06215d4e8afd&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-07&utm_term= (Дата обращения: 25.05.2025)
 5. Nuno Lima da Luz, Paulo Costa Martins and Tomás Gomes da Silva. Year in review: fintech law in Portugal, 26 марта 2025 года. [Электронный ресурс].- URL.: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=809bfb7d-122d-4554-ab1f-4cbfe1193576&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=Lexology+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-19&utm_term= (дата обращения: 25.05.2025)
6. Year in review: fintech law in Belgium. [Электронная версия]. - URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=1ce72c6a-7f90-4a65-ad7f-4bf32b308f61&utm_source=Lexology+Daily+Newsfeed&utm_medium=HTML+email+-+Body+-+General+section&utm_campaign=AIDA+subscriber+daily+feed&utm_content=Lexology+Daily+Newsfeed+2025-05-02&utm_term= (Дата обращения: 25.05.2025).
Подписка на журнал
На сайте доступна годовая подписка на журнал «Страховое право» с онлайн-оплатой. Стоимость годовой подписки на электронную версию — 4 600 ₽, стоимость покупки одного номера — 1150 ₽.

Для наших подписчиков публикация в журнале (при одобрении Редакционной коллегией) и участие в конференциях и дискуссиях журнала — бесплатны.

Бумажная версия доступна только при условии приобретения годовой подписки. Стоимость подписки — 4 600 ₽.
Свидетельство о регистрации
в Министерстве печати и информации РФ № ФС77-82379 от 3 декабря 2021 г.
© СТРАХОВОЕ ПРАВО, 2025
Издается с 1998 г.
Учредитель: ООО «Страховое право»
127495, г. Москва, Дмитровское ш., д. 165Е,
корп. 6, эт. 1, пом. V, комн. 7, оф. 11.