Бельгия
В настоящее время в Бельгии обновлены или вступили в силу поправки в следующие законодательные акты:
— Закон о данных, который устанавливает единые правила справедливого доступа к данным и их использования;
— — Директива о комплексной проверке корпоративной устойчивости (CS3D);
— Положение о борьбе с отмыванием денег и шестая Директива о борьбе с отмыванием денег (AMLD6);
— Регламент (ЕС) 2024/886 о мгновенных кредитных переводах в евро.
— Новая нормативно-правовая база ЕС в отношении криптоактивов, состоящая из Регламента (ЕС) 2023/1114 о рынках криптоактивов (MiCAR) и обновлённого Регламента о переводе денежных средств, в целом применима с 30 декабря 2024 года, за исключением положений MiCAR о токенах, привязанных к активам, и токенах электронных денег, которые применимы с 30 июня 2024 года.
С января 2025 года, в частности, применяются Директива о требованиях к капиталу IV, Положение о требованиях к капиталу III и Закон о цифровой операционной устойчивости (более известный как DORA). С того же месяца частично применяются Положения о мгновенных платежах. С февраля 2025 года применяются главы I и II Закона об искусственном интеллекте.
На национальном уровне 1 января 2025 года вступила в силу Книга 6 Гражданского кодекса Бельгии, предусматривающая обновлённое законодательство о внедоговорной ответственности
[1].
Египет
В рамках реализуемого Египтом плана по созданию комплексной цифровизации в стране за последние 18 месяцев произошли кардинальные изменения в сфере финансовых технологий и цифровых платежей.
После принятия Закона о финансовых технологиях, который заложил основу для их использования в небанковской финансовой деятельности, FRA (регулятор в сфере финтеха) выпустило несколько постановлений, регулирующих использование технологий в небанковской финансовой деятельности, в том числе:
1. Указ № 58 от 2022 года, в котором рассматриваются условия и процедуры, необходимые для создания, лицензирования и утверждения компаний и организаций, желающих осуществлять небанковскую финансовую деятельность с использованием финансовых технологий;
2. Указ № 139 от 2023 года, который касается инфраструктуры, информационных технологий (ИТ), мер безопасности и необходимых мер защиты для финансовых технологий, используемых в небанковской финансовой деятельности. В этом указе изложены различные условия, которые необходимо выполнить для получения лицензии, включая, помимо прочего, наличие серверов баз данных, серверов приложений, веб-серверов, межсетевых экранов нового поколения, проведение тестов на проникновение и ведение реестра для регистрации действий;
3. Указ № 140 от 2023 года, регулирующий цифровую идентификацию, цифровые контракты, цифровой реестр и использование финансовых технологий для ведения небанковской финансовой деятельности, а также требования к соблюдению законодательства;
4. Указ № 141 от 2023 года, который создаёт платформу для регистрации поставщиков аутсорсинговых услуг в сфере финансовых технологий для осуществления небанковской финансовой деятельности (Реестр аутсорсинговых услуг). По решению FRA в этот Реестр будет включаться информация о поставщиках аутсорсинговых услуг. Те, кто не внесён в Реестр, не могут оказывать какие-либо аутсорсинговые услуги; и
5. Указ № 57 от 2024 года, регулирующий работу автоматизированной программы финансовых консультантов по инвестициям (робо-консультантов по инвестициям).
2 января 2024 года FRA издало указ № 268 от 2023 года, касающийся правил и процедур создания и лицензирования новых компаний в сфере финансовых технологий для осуществления небанковской финансовой деятельности (Правила Fintech).
Касательно банковских услуг, то 8 марта 2023 года CBE опубликовал новые правила, вводящие услуги «токенизации», которые позволяют осуществлять бесконтактные платежи через смартфоны.
Несмотря на то, что Египет занял активную позицию в отношении финтеха, стремясь стимулировать инновации и в то же время обеспечивая надзор со стороны регулирующих органов для обеспечения финансовой стабильности и защиты потребителей, где традиционные финтех-услуги, такие как электронные платежи, нормативно проработаны, а криптовалюта и децентрализованные финансы (DeFi) по-прежнему находятся под пристальным вниманием регулирующих органов из-за их новизны и сложности.
Кроме того, в 2019 году в Египте работает группа «Нормативной песочницы», которая «предлагает среду для тестирования в реальном времени для новаторов в сфере финансовых технологий, разрабатывающих новые бизнес-модели, которым в настоящее время препятствуют строгие требования к лицензированию и неопределённость в сфере регулирования». В 2020 году запустил работу второй группы, посвящённую тенденциям в сфере финансовых технологий. Впоследствии была введена третья группа для краудфандинговых платформ, основанных на кредитовании, со сроком подачи заявок до 31 августа 2023 года
[1].
Финляндия
Наиболее значимым событием в сфере регулирования для Финляндии в контексте регулирования Европейского союза стало принятие MiCAR и пересмотренного TFR. В декабре 2024 года MiCAR вступил в законную силу, создав всеобъемлющую нормативно-правовую базу для криптоактивов. MiCAR ввел требования к лицензированию поставщиков услуг в сфере криптоактивов (CASP) и конкретное регулирование как для стейблкоинов, так и для случаев злоупотребления рынком, требует прозрачности в официальных документах и обеспечивает соблюдение мер по защите потребителей. В соответствии с новым регламентом Финляндия приняла Закон о CASP и рынке криптоактивов, который отменяет Закон о финских поставщиках услуг в сфере виртуальных активов (VASP), основанный на 5-й Директиве Европейского союза по борьбе с отмыванием денег.
7 Наиболее важным аспектом финского законодательства является переходное положение, предусмотренное MiCAR, согласно которому VASP имеют право продолжать работу с криптоактивами до 30 июня 2025 года при условии, что они подадут заявку на получение разрешения CASP в рамках MiCAR до 30 октября 2024 года.
Кроме того, всеобъемлющее влияние Европейского союза вновь проявилось в начале 2024 года, когда Суд Европейского союза вынес решение по делу C-661/22 (ABC Projektai). Это решение повлияло на интерпретацию FIN-FSA в отношении выпуска электронных денег, тем самым обеспечив более гибкую систему для платёжных организаций, предлагающих платёжные счета.
Принятие Регламента (ЕС) 2022/858 о пилотном режиме для рыночных инфраструктур, основанных на технологии распределённого реестра (пилотный режим), и DORA также можно считать значимыми нормативными изменениями. Пилотный режим способствует развитию технологий распределённого реестра и криптоактивов, которые квалифицируются как финансовые инструменты, в то время как цель DORA, вступающей в силу с января 2025 года, — укрепить безопасность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для финансовых организаций, установив единые требования для обеспечения их операционной устойчивости к киберугрозам и инцидентам, связанным с ИКТ. Последнее подчёркивает приверженность Европейского союза защите цифровой инфраструктуры финансового сектора.
FIN-FSA также пересмотрело некоторые из своих нормативных актов и руководящих принципов, что имеет большое значение для участников финтех-индустрии. Эти обновления особенно важны, поскольку, согласно финскому законодательству, FIN-FSA обычно имеет право издавать более подробные и обязательные к исполнению нормативные акты. Таким образом, эти изменения, внесённые FIN-FSA, могут иметь прямое и существенное влияние на работу финтех-компаний в Финляндии. Например, 1 ноября 2024 года FIN-FSA выпустило новые правила и рекомендации и отменило предыдущие рекомендации, касающиеся процедур, которым необходимо следовать при оказании банковских услуг, особенно при маркетинге банковских услуг, а 24 апреля 2024 года внесло изменения в правила и рекомендации, касающиеся расчёта и отчётности по платёжеспособности финансовых и страховых конгломератов
.Однако, пожалуй, самым значительным событием в практическом применении финтех-компаний в Финляндии (и, возможно, во всём Европейском союзе) стал выпуск первого стейблкоина на основе евро, соответствующего Директиве 2009/110/EC (2-й Директиве об электронных деньгах) - EUROe. EUROe - это электронный денежный токен, соответствующий требованиям MiCAR, что ставит его в один ряд с другими токенами, соответствующими нормативным требованиям в секторе финансовых технологий.
В результате успеха Membrane Finance Oy компания Paxos, один из крупнейших игроков в мировом секторе криптоактивов и стейблкоинов, в ноябре 2024 года приобрела Membrane Finance Oy. Это приобретение свидетельствует о растущей репутации Финляндии как рынка, на котором устойчивый бизнес может процветать и добиваться долгосрочного успеха.
В целом ожидается, что в ближайшем будущем число организаций в Финляндии, соответствующих требованиям MiCAR, будет расти, поскольку несколько крупных VASP в стране в настоящее время подают заявки на получение лицензий CASP при поддержке Nordic Law
[2].
Германия
В последнее Германия продолжала совершенствовать и развивать свою нормативно-правовую базу в сфере финансовых технологий, чтобы соответствовать стремительному росту финтеха, включая такие сферы, как криптовалюты, DeFi и цифровой банкинг. Ключевые изменения включают следующее:
1. Реализация MiCAR, Регламента (ЕС) 2022/2554 (DORA) и Регламента (ЕС) 2023/1113 (Регламент о переводе денежных средств) в рамках Закона о цифровизации финансового рынка (FinmadiG). Закон FinmadiG, принятый 27 декабря 2024 года, реализует MiCAR, пересмотренную версию Регламента о переводе денежных средств и DORA. Он предусматривает внесение изменений практически во все нормативные акты Германии.
2. Публикация проекта Закона об укреплении фондового рынка была направлена на включение поправок к Директивам Европейских инвестиционных фондов (Директива 2009/65 / EC (Директива UCITS) и Директива 2011/61 / EU (Директива AIFM)) в национальное законодательство. Он также содержал новую возможность создавать закрытые инвестиционные фонды для розничных инвесторов без необходимости создания отдельной компании (с использованием специальных фондов). BaFin выпустил дополнительные рекомендации и разъяснения относительно классификации и нормативного регулирования криптовалют и проектов DeFi. Они включают в себя разъяснения по требованиям к лицензированию услуг по хранению криптовалют и нормативному статусу различных приложений DeFi, гарантирующие, что компании действуют в рамках закона.
3. Правительство Германии проявляет большой интерес к цифровым ценным бумагам и более широкому применению технологии блокчейн. Особое внимание уделяется усилиям по созданию правовой базы для выпуска и торговли цифровыми ценными бумагами на платформах блокчейн с целью укрепления позиций Германии как центра финансовых технологий и привлечения дополнительных инвестиций в сектор блокчейна.
4. Закон о финансировании перспективных инвестиций (ZuFinG), вступивший в силу 1 января 2024 года, направлен на поддержку стартапов, развивающихся компаний, а также малых и средних предприятий. Помимо прочего, ZuFinG упростит получение финансирования на рынках капитала. Таким образом, важной новинкой в ZuFinG является введение электронных акций, которые также могут быть выпущены децентрализованным способом на блокчейне. Уже представлен проект второго закона о финансовых услугах (ZuFinG II).
Эти события отражают проактивный подход Германии к созданию благоприятной, но в то же время надёжной нормативно-правовой среды для инноваций в сфере финансовых технологий, в которой потребность в инновациях сочетается с защитой прав потребителей и финансовой стабильностью.
Великобритания
Банк Англии создал Консорциум по искусственному интеллекту (ИИ), а также представлены условия участия и список участников. Банк объясняет, что целью Консорциума по ИИ является создание платформы для взаимодействия между государственным и частным секторами с целью сбора информации от заинтересованных сторон о возможностях, разработке, внедрении и использовании ИИ в сфере финансовых услуг Великобритании.
FCA опубликовало дискуссионный документ (DP25 / 1) о регулировании деятельности криптоактивов. Это следует за публикацией 29 апреля 2025 года почти окончательного законодательного акта, который создаст новые регулируемые виды деятельности для криптоактивов.
В документе запрашивается мнение о подходе FCA к регулированию торговых платформ для криптоактивов, посредников, кредитования и заимствования криптоактивов, стейкинга и децентрализованного финансирования, а также использования кредитов для покупки криптоактивов.
Португалия
В последнее время произошли значительные изменения в сфере регулирования финтеха в Португалии, в первую очередь в связи с вступлением в силу новых правил ЕС и продолжающимися дискуссиями о законодательстве на национальном уровне. Одной из самых ожидаемых вех стал MiCAR, который вступил в силу на всей территории Европейского союза 30 декабря 2024 года. Согласно MiCAR, любая организация, предоставляющая услуги, связанные с криптоактивами, такие как перевод, хранение, торговля или консультирование, должна получить разрешение от национального компетентного органа в государстве — члене ЕС.
Несмотря на установленные сроки, некоторые государства — члены ЕС до сих пор не приняли необходимых мер для полной реализации MiCAR, что создаёт фрагментарную нормативно-правовую среду. Хотя большинство государств — членов ЕС уже применяют директивы AML/CFT к криптоактивам, отсутствие национальных правил реализации может привести к искажению рынка, в частности, из-за ограничения доступа компаний к финансовым лицензиям ЕС, которые необходимы для работы и предоставления паспортных услуг на территории Европейского союза.
Португалия до сих пор не приняла никаких мер по внедрению MiCAR и не назначила национальный компетентный орган, а также не ввела переходный режим, несмотря на то, что это разрешено самим MiCAR. Такая нормативная неопределённость побудила Банк Португалии 3 января 2025 года опубликовать заявление, разъясняющее текущую ситуацию. В этом заявлении Банк Португалии подтвердил свою роль в качестве превентивного надзорного органа по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в отношении криптоактивов в Португалии и дал следующие ключевые рекомендации:
1. Поставщики услуг в сфере виртуальных активов (VASP), уже зарегистрированные в Португалии, могут продолжать работать в соответствии с Законом № 83/2017 от 1 августа 2024 года, а также с другими действующими правилами BoP.
2. Организации, зарегистрированные в качестве VASP, но ещё не начавшие работу, не могут предоставлять услуги до принятия национального закона о внедрении MiCAR.
3. Банк Португалии не уполномочен принимать или обрабатывать новые заявки на получение лицензии в рамках MiCAR до тех пор, пока правительство Португалии не примет национальный закон о реализации MiCAR, определяющий национальный компетентный орган.
До тех пор, пока в Португалии не будет принят закон о внедрении MiCAR, который должен определить как продолжительность переходного периода в рамках MiCAR, так и национальные компетентные органы, ответственные за надзор за MiCAR, только существующие, активные VASP могут продолжать работать в секторе криптоактивов. Любые новые участники должны дождаться вступления закона в силу, что создаёт неопределённость для компаний, стремящихся выйти на португальский рынок криптовалют.
Параллельно с этим в июне 2023 года Европейская комиссия опубликовала предложения по Директиве о платёжных услугах III (PSD 3) и Регламенту о платёжных услугах (PSR), что стало ещё одним важным обновлением нормативной базы. Эти инициативы направлены на модернизацию платёжной системы, усиление защиты потребителей и обеспечение честной конкуренции между банками и небанковскими финансовыми учреждениями. В отличие от PSD 2, которая была включена в национальное законодательство через PSEMLF, PSD 3 будет в первую очередь регулировать системы лицензирования и надзора. PSR будет действовать как непосредственно применимый регламент, гармонизирующий операционные требования к платежам в Европейском союзе. Несмотря на то, что оба регламента ещё не одобрены Европейским парламентом и за ними последует переходный период, принятие этих новых правил окажет непосредственное влияние на платёжные учреждения, финтех-компании и провайдеров открытого банкинга в Португалии, потребовав от них корректировки своих систем соответствия новым стандартам безопасности и механизмам предотвращения мошенничества.
Помимо изменений в законодательстве, экосистема финтеха в Португалии продолжает расширяться благодаря таким ключевым инициативам, как Portugal Fintech и Portugal FinLab. Portugal Fintech, ведущая отраслевая ассоциация, продолжает объединять финтех-стартапы, инвесторов, регулирующие органы и финансовые учреждения, играя важную роль в формировании национальной финтех-среды. В то же время Portugal FinLab, которая проводится уже в шестой раз, остаётся важной платформой для взаимодействия с регулирующими органами, предоставляя финтех-новаторам прямой доступ к португальским надзорным органам для прояснения юридических неопределённостей и содействия соблюдению требований.
В 2023 году и в начале 2024 года была создана основа для значительных изменений в сфере регулирования финтеха в Португалии. Теперь, когда MiCAR вступил в силу, но ожидает реализации на национальном уровне, а также в связи с будущим введением PSD 3 и PSR, финтех-компании должны подготовиться к периоду адаптации к нормативным требованиям. Ближайшие месяцы будут иметь решающее значение для определения того, как Португалия приведет свое национальное законодательство в соответствие со стандартами ЕС, чтобы ее финтех-сектор оставался конкурентоспособным, инновационным и соответствующим законодательству в рамках развивающейся европейской системы
[3].
Индия
За последний год в индийском секторе финансовых технологий произошло множество изменений в законодательстве, направленных на поиск баланса между ростом и инновациями и защитой прав потребителей. Вот некоторые из них:
1. RBI предоставил статус саморегулируемой организации (SRO) Финтех-ассоциации за расширение прав и возможностей потребителей (FACE), организации, представляющей 80% финтех-кредиторов. Целью этого шага является удовлетворение быстро растущего спроса на цифровые платежи и займы, поскольку СРО обеспечивает прозрачную коммуникацию с RBI и соответствие отраслевым стандартам.
2. RBI активно изучает возможность введения цифровой рупии, цифровой валюты Центрального банка (CBDC), направленной на повышение эффективности и безопасности платежной системы в Индии. CBDC расширяется за счет включения дополнительных вариантов использования в таких областях, как здравоохранение, образование и топливо.
3. SEBI предложила ввести инвестиционные планы, стоимость которых начинается примерно с 250 рупий, чтобы сделать инвестиции во взаимные фонды более доступными по всей стране, особенно в сельской местности. План включает в себя упрощенный процесс идентификации клиентов, при этом участники отрасли соглашаются предлагать сниженные тарифы на клиринг, расчеты и верификацию клиентов.
4. В декабре 2024 года SEBI одобрила новый класс активов для взаимных фондов, что позволило компаниям по управлению активами предлагать инвесторам, заинтересованным в высокорисковых опционах, более рискованные инвестиционные стратегии. Кроме того, были смягчены правила для фондов с пассивным управлением, что способствовало развитию конкуренции за счёт снижения требований к соблюдению нормативных требований
[4].
Таким образом, следует резюмировать, что регуляторная политика в различных государствах поступательно развивается в связи со сложившейся конъюнктурой рынка и предопределяет контур развития страны как на внутреннем рынке, так и на внешнем треке.