ВВЕДЕНИЕСделки по выкупу менеджментом акций или долей в компаниях (management buy-out, MBO) получили широкое распространение в последние два-три года в свете стремительного ухода иностранных акционеров из России. Будучи удобным и достаточно предсказуемым механизмом выхода, такие сделки заключаются практически во всех отраслях экономики, включая такие зарегулированные, как страхование (но не банковский сектор).
Для уходящего иностранного акционера часто бывает предпочтительнее продать актив знакомой и понятной ему команде менеджеров. Они, с одной стороны, с большей вероятностью сохранят высокие стандарты управления бизнесом, косвенно поддерживая репутацию ушедшей международной группы. С другой стороны, с такими «старыми знакомыми» может быть проще договориться при потенциальном обратном выкупе бизнеса иностранцами.
Привлекательность МВО-сделок, в том числе в страховом бизнесе, видится в их относительной скорости (не нужно долго искать и проверять покупателя) и простоте (как правило, такие сделки совершаются на основе относительно простых договоров, без сложных механизмов защиты покупателя, включая, например, минимум заверений от продавца, поскольку покупатель сам хорошо знает приобретаемый актив).
В зависимости от типа бизнеса и, в отдельных случаях, степени уверенности менеджмента в собственных силах, выкупаются как миноритарные пакеты акций (долей), так и 100% компаний, поэтому говорить о какой-то закономерности здесь не приходится. В случае со страховыми компаниями относительно большое число МВО-сделок по приобретению менеджментом 100% или мажоритарных пакетов акций (долей) объясняется как спецификой страхового бизнеса, так и небольшим количеством российских страховых компаний, принадлежавших иностранным инвесторам, покинувшим рынок за 2022 – 2024 годы. Желая сохранить бизнес, менеджмент зачастую привлекает стороннего соинвестора с существенными финансовыми ресурсами, но отсутствием опыта в страховании. Это объясняется, на наш взгляд, высокой изначальной (базовой) стоимостью бизнеса и строгими требованиям регулятора к (а) финансовому положению акционеров страховых компаний и (б) возможности совмещения некоторых должностей со статусом акционера.
Кроме того, структура этих сделок, в отличие от МВО в других отраслях, как правило, не предусматривает опцион на обратный выкуп акций (долей) уходящими акционерами. И это, по нашему мнению, оправданно, поскольку независимо от наличия опциона, приобретение любого пакета акций свыше 1% иностранным лицом требует согласования Правительственной комиссией, а приобретение пакета свыше 10% акций – также согласования Банка России; кроме того, отчуждение акций страховой компании в пользу иностранных инвесторов будет подлежать отдельному согласованию Банка России в рамках установленной квоты иностранного участия. То есть, наличие опциона будет частично девальвироваться отсутствием полного автоматизма при обратном выкупе: иностранному лицу все равно придется получать регуляторные согласования.
Заинтересованность менеджмента в приобретении локального страхового бизнеса, в свою очередь, обусловлена, как правило, двумя факторами. Прежде всего это желание приобрести с существенной скидкой и сохранить работающий самостоятельный бизнес (в противовес потенциальной ликвидации или интеграции с другим участником рынка). К тому же приход нового акционера «со стороны», особенно в случае приобретения какого-то существенного пакета акций, неизбежно влияет на стиль управления, стратегию развития компании и состав команды (особенно ее высшего звена), в то время как выкуп акций менеджментом позволяет сохранить независимость и предсказуемость управлениякомпанией и уже сработавшуюся команду без существенных изменений.
В то же время MBO-сделки в отношении страховых компаний являются существенным коммерческим риском для менеджмента. В силу высокой стоимости бизнеса такие сделки крайне редко осуществляются за символическую сумму (других отраслях мы часто видим сделки за 1 евро) и, соответственно, требуютзначительных вложений со стороны покупателей, а также привлечения заемного финансирования или сторонних инвестиций. Кроме того, менеджмент обязан соответствовать требованиям закона к финансовому состоянию (финансовой устойчивости акционеров), быть готовым финансово поддерживать компанию в случае ухудшения ее финансового положения и несет риски ответственности, сопряженные с владением акциями и осуществлением контроля над страховой компанией.
С учетом того, что в качестве покупателей (менеджмента) выступают физические лица, особую актуальность также имеет анализ налоговых последствий совершения сделки.
НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫТак как в силу закона сделки проходят с существенным дисконтом, у покупателей-физических лиц будет с большой вероятностью возникать доход в виде материальной выгоды, полученной при приобретении акций или долей по цене ниже их рыночной стоимости. С 1 января 2025 года такой доход при сделках с долями в ООО облагается НДФЛ. Рыночная цена долей будет определяться по стоимости чистых активов общества на последнюю отчетную дату. Ранее аналогичный налогооблагаемый доход возникал только при приобретении акций в АО, однако в отношении такой материальной выгоды до 1 января 2024 года действовал мораторий.
Соответственно, перечень сделок, по которым будет возникать доход в виде материальной выгоды, с начала 2025 года существенно расширяется. И такие изменения, безусловно коснутся сделок MBO (в том числе, в страховом секторе), цена по которым сильно не дотягивает до рыночной, либо вообще составляет символическую сумму. При этом, открытым остается вопрос, будет ли иметь значение для определения рыночности цен предельная цена, устанавливаемая Правкомиссией с учетом обязательного дисконта (закон про это умалчивает).
Согласно последним изменениям законодательства, принятым уже в осеннюю сессию 2024 года, такойдоход в виде материальной выгоды будет облагаться по ставкам 13 % / 15 %, применимым к большинству «пассивных» доходов, и не подпадет под общую пятиступенчатую шкалу ставок НДФЛ, вступившую в силу с 1 января 2025 года.
РЕГУЛЯТОРНЫЕ АСПЕКТЫС регуляторной точки зрения для осуществления МВО-сделок в страховом бизнесе необходимо анализировать необходимость получения согласований различных государственных органов, в том числе:
- разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации («Правительственная комиссия»);
- согласие Банка России;
- согласие российских антимонопольных органов.
Разрешение Правительственной комиссииВ случае осуществления сделки по приобретению более чем 1% акций (долей) российской страховой компании у «недружественного» иностранного продавца, необходимо получить разрешение Правительственной комиссии.
Получение такого разрешения является одним из наиболее ресурсоёмких и непредсказуемых этапов сделки. В рамках данного этапа на следующие моменты следует обратить внимание:
i. На практике заявление о выдаче разрешения подается через профильный орган, для страховых компаний таким органом выступает Банк России. Банк России рассматривает заявление по существу, оценивает условия предполагаемой сделки, которые могут быть изменены по инициативе регулятора и по согласованию со сторонами (например, условия о рассрочке платежа). Также именно Банк России согласовывает с заявителями (покупателями) ключевые показатели эффективности приобретаемой страховой компании на ближайшие несколько лет (обычно 3–4 года), которые будут являться одним из условий выдаваемого Правительственной комиссией разрешения.
Банк России согласовывает с заявителем все условия сделки и передает заявление в Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов является уполномоченным органом, который координирует работу подкомиссии Правительственной комиссии, которая рассматривает сделки и принимает решение о выдаче разрешений. На уровне Министерства финансов заявление также рассматривается, но уже более формально, и, как правило, вопросов по существу возникает намного меньше (нежели на стадии согласования сделки с Банком России).
Сама Правительственная комиссия (ее подкомиссия) заседает на регулярной основе, и в ходе заседаний принимает решения по сделкам, вынесенным на рассмотрение. Решения оформляются выписками из протоколов соответствующих заседаний, которые направляются заявителям теми профильными органами, куда заявители изначально подавали заявления (в частности, Банком России).
ii. Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения не определен Правилами выдачи Правительственной комиссией разрешений на осуществление сделок.
Учитывая тот факт, что вовлеченные в процесс согласования сделки государственные органывправе направлять дополнительные запросы информации, а также то, что согласование проходит через несколько департаментов и ведомств, срок рассмотрения сделки в среднем составляет от 6 до 9 месяцев, но на практике может превысить указанные сроки, при этом спрогнозировать хотя бы приблизительно точный срок получения разрешения практически невозможно.
iii. В рамках сделки покупателям необходимо уплатить добровольный взнос в бюджет. С учетом того, что с октября 2024 года размер платежа в бюджет увеличился до 35% от рыночной стоимости приобретаемой компании (приобретаемого пакета акций / долей), покупателисталкиваются с серьезной финансовой нагрузкой в части оплаты такого добровольного взноса.Особенно остро данный вопрос встает в рамках МВО-сделок, когда покупателям может потребоваться дополнительное внешнее финансирование не только для оплаты покупной цены по самой сделке, но и для оплаты добровольного взноса в бюджет.
Согласие Банка РоссииЕсли по сделке приобретается более 10 % акций (долей) страховых компаний, необходимо также получение предварительного согласия Банка России.
Важно отметить, что при решении вопроса о выдаче такого согласия основной составляющей являетсяоценка финансового положения и деловой репутации покупателей и акционеров (участников) страховой компании. При этом в рамках МВО-сделок вопрос о соответствии покупателей требованиям к их финансовому положению встает достаточно остро (менеджмент компании не всегда может соответствовать установленным критериям). В таких случаях сделка может быть структурирована таким образом, что приобретаемые активы распределяются между несколькими покупателями, в результате чего ни один из них не приобретает пакета акций / долей, превышающего 10 % от уставного капитала, а значит, формально не будет требоваться согласие Банка России, которое предполагает оценку финансового положения покупателей.
При этом важно учитывать, что на практике Банк России в любом случае активно участвует в процессе согласования сделки на этапе ее рассмотрения Правительственной комиссией. Соответственно, БанкуРоссии известно о сделке и ее особенностях, а условия сделки в любом случае обсуждаются с представителями регулятора, даже если согласие Банка России на сделку формально не требуется на основании Закона об организации страхового дела.
Согласие российских антимонопольных органов (ФАС России)Необходимость согласования сделки с контрольными ведомствами не ограничена Правительственной комиссией и Банком России. В некоторых случаях стороны также должны получить согласие на осуществление сделки от ФАС России.
Получение согласия ФАС России на сделку может потребоваться, если количество приобретаемых долей / акций превышает соответственно 1/3 (долей) или 25 % (акций).
Далее, для того, чтобы оценить, должна ли сделка быть одобрена антимонопольным органом, стороны должны установить, превышают ли активы самой страховой компании пороговые значения, установленные Правительством Российской Федерации. Так, предварительное согласие ФАС России необходимо, если финансовый порог стоимости активов страховой компании превышает 200 млн. руб. Таким образом, финансовые пороги для получения согласия антимонопольного органа на сделки с акциями / долями страховых компаний достаточно невысоки, и не зависят от размера активов самих приобретателей (так как учитывается только стоимость активов самой приобретаемой страховой компании).
Ходатайство о получении согласия антимонопольных органов на осуществление сделки подается покупателем в ФАС России либо его территориальный орган по месту нахождения приобретаемой компании (в зависимости от размера активов приобретаемой компании).
Получение предварительного согласия антимонопольного органа на сделку направлено на предупреждение возникновения на страховом рынке субъекта, обладающего большой рыночной силой и, соответственно, способного монополизировать рынок. Влияние же МВО-сделок на состояние конкуренции на рынке минимально, поэтому, как правило, при согласовании таких сделок вопросов, касающихся негативного влияния таких сделок на состояние конкуренции, со стороны антимонопольного органа не возникает.
Важно отметить, что согласие ФАС России на совершение сделки действует один год. При этомполучение разрешения Правительственной комиссии на осуществление той же сделки в определенных случаях может занять больше времени. В связи с этим, стороны должны быть готовы к тому, что срок действия разрешения ФАС России может истечь до согласования сделки Правительственной комиссией, и придется повторно обращаться в ФАС России для получения нового согласия. По общему правилу, изначальный срок рассмотрения ходатайства антимонопольным органом составляет 30 дней, и может быть продлен еще на 2 месяца (то есть 3 месяца в совокупности). Как правило, при повторном обращении в ФАС России за согласием на сделку (в связи с истечением срока действия выданного согласия), антимонопольный орган выдает согласие в течение 30 дней.
Согласие Банка России также действует в течение одного года. Однако, как уже было отмечено выше, Банк России принимает активное участие в рассмотрении сделки наряду с Правительственной комиссией, поэтому ведомства стараются «синхронизировать» процессы, и разрешениеПравительственной комиссии и согласие Банка России на сделку «выходят» примерно в одно и то же время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сделки MBO в страховом бизнесе стали популярным механизмом в условиях ухода иностранных акционеров из России, предоставляя сравнительно быстрый и предсказуемый способ передачи активов. Несмотря на привлекательность для обеих сторон, такие сделки в страховом секторе сталкиваются с серьезными вызовами, включая высокую базовую стоимость компаний, строгие требования регуляторов и необходимость привлечения внешнего финансирования.
Несмотря на коммерческие и регуляторные риски, MBO позволяет менеджменту сохранить независимость управления и избежать влияния сторонних инвесторов, что дает больше возможностей для сохранения устойчивости компаний. Однако успех таких сделок требует тщательного учета финансовых, налоговых и юридических аспектов, а также проработки структуры сделки с учетом всех согласований.