Интервью редакции «Страхового права» с Андреем Юрьевичем Денисовым — Генеральным директором страхового брокера Remind
ИНТЕРВЬЮ
«Гибкость, умение понимать рынок, задачи клиентов, видеть и уметь реализовывать возможности по управлению рисками как страхователей, так и страховщиков — это ключевые качества профессионального брокера, которые позволяют ему работать на рынках разных стран»
Количество брокеров на российском рынке уже превышает число страховщиков. И тенденция продолжает быть актуальной. Насколько такую ситуацию можно считать нормальной? Как это соотносится с другими похожими рынками?
Страховой брокер в России — это компания с лицензией ЦБ, на которую распространяются соответствующие требования законодательства. В настоящее время в России 57 страховых брокеров и 131 страховщик. Впечатление, что брокеров гораздо больше может сложится из-за того, что существуют так называемые «серые» брокеры — компании, не имеющие лицензию ЦБ, заявляющие об оказании брокерских услуг, т. е. ведущие незаконную деятельность. Эти компании не регулируются ЦБ, не обязаны соблюдать профессиональные стандарты деятельности страхового брокера, т. е. в конечном итоге могут оказывать некачественные услуги клиенту и, по сути, выступают в качестве агентов страховых компаний. Безусловно, именно такие компании подрывают репутацию страховых брокеров.
Правовое положение брокера достаточно неоднозначное в российском законе о страховом деле. Будучи независимым, брокер может представлять интересы как страхователя, так и страховщика, хотя и не в одном договоре. В отличие от зарубежных правовых систем нет запрета на участие брокера одновременно в договоре страхования и перестрахования. С учетом Вашего огромного зарубежного опыта, как Вам представляется, отсутствие таких ограничений создает дополнительные риски для развития страхового брокерства в России?
Обычной практикой большинства страховых рынков, включая Россию, является участие брокера во всем процессе размещения рисков клиентов: от оценки рисков и формирования условий страхования, до перестрахования и выплаты возмещения. Именно такая работа является наилучшей моделью представления интересов страхователей. Таким образом, брокер является организатором всего процесса страхования и проводником интересов страхователя. Вместе с тем брокер может фокусироваться и на каком-то отдельном участке работы. Например, существуют страховые брокеры, которые специализируются на облигаторном перестраховании, представляя интересы страховых компаний, т. е. перестрахователей, помогая им найти оптимальную структуру и партнеров среди перестраховочных организаций. Поскольку облигаторное перестрахование работает для всего портфеля страховщика, то тут речь не идет об интересах конкретного страхователя.
Нередко страховые компании обращаются к брокеру за факультативным перестраховочным размещением, и в таком случае брокер тоже представляет интересы страховой компании. Именно поэтому в интересах самих страхователей — работать изначально с профессиональным страховым брокером, чтобы тот помогал выстраивать и контролировать весь процесс страхования.
До введения иностранных ограничений участия иностранных компаний в страховом бизнесе в России и встречных российских мер на российском рынке через учреждение и трансгранично оперировало большое число ведущих мировых брокеров. В течение двух лет ситуация существенно изменилась. Брокеры во многом были драйверами появления новых страховых программ, поддержания конкуренции среди страховщиков/перестраховщиков, выхода на новые рынки и других новаций. Локализация или уход иностранных брокеров окажут существенное влияние на развитие отечественного страхового рынка?
Действительно, международные страховые брокеры покинули Россию, но, как и во многих других отраслях, это означало выход иностранного капитала, а не закрытие компаний. Команды профессионалов и юридические лица с соответствующими лицензиями Банка России работают на рынке, но уже без участия иностранного капитала недружественных стран.
Международные брокеры, и наша компания в частности, играли огромную роль в становлении, в развитии и в целом в устойчивости российского страхового рынка. Кроме того, именно международные брокеры в первую очередь внедряли международные стандарты управления рисками и производственной безопасности, которые сделали российскую промышленность более устойчивой к катастрофам и случайным событиям, в целом снизили риски различных отраслей бизнеса, сделав их привлекательными клиентами в том числе на международном страховом рынке.
Уход многих иностранных игроков и нынешняя «автономия» российского страхового рынка позволила ему пересмотреть некоторые подходы к страховым продуктам, адаптировать их под специфику и нужды российского бизнеса, по сути, создав наши собственные стандарты страховых продуктов и услуг. Конечно, и уровень управления рисками в «закрытой» системе стал выше из-за невозможности международного распределения и повышенной концентрации рисков внутри страхового рынка России.
Дальнейшее развития страхового рынка, продуктов и решений по защите интересов бизнеса невозможно остановить только уходом иностранных игроков. Информационная открытость по-прежнему позволяет отслеживать международные инновации в отрасли, адаптировать их и внедрять для работы в России. Но в первую очередь во главе угла стоит российский бизнес и российский потребитель, на запросы которых и старается ответить рынок в лице страховых брокеров и страховых компаний.
Дальнейшее развитие страхового брокерства в России — специализация или универсальность? Для крупных страхователей это — важная тема.
На рынке есть примеры как универсальных, так и нишевых страховых брокеров. Каждая модель может найти себе применение. Если посмотреть в суть деятельности брокера — это управление рисками своих клиентов. Невозможно полноценно управлять рисками, фокусируясь только на одной их области. Бизнесу, в особенности крупному, важно получать комплексную экспертизу во всех областях риск-менеджмента. По практике, это вопросы управления бизнесом, а не рисками в отрыве от остальных процессов в компании.
Не только крупному, но и среднему и мелкому бизнесу все больше и больше требуется комплексная поддержка и умение страхового брокера работать с рисками производства, персонала, логистики, строительства, коммерции и т. д. Для нас универсальность с глубокой специализацией в каждом направлении — единственный возможный путь развития.
Независимо от выбранного пути,  развитие брокерства невозможно без развития технологий. Уже сейчас мы создаем решения для удобства покупки страхования и сопутствующих финансовых решений, для оценки и анализа рисков, для урегулирования страховых случаев, для аналитики страховых программ и помощи нашим клиентам в принятии решений.
Страховые брокеры практически не работают с физическими лицами. Так? В чем причина? Простота страховой услуги для граждан? Универсальность набора рисков, относительно невысокие страховые премии? Почему сегмент остается непривлекательным для страховых брокеров? Аналогично или иначе формируется спрос на брокерские услуги на известных Вам зарубежных рынках?
Страховые брокеры действительно редко работают непосредственно с физическими лицами. В разных странах — разная практика, разная степень проникновения страхования, разное регулирование и другие условия ведения бизнеса. Но как в России, так и в мире крупные корпоративные брокеры создают страховые и технологические решения, которые в конечном счете упрощают доступ физическим лицам к качественным страховым продуктам и помогают при взаимодействии с различными партнерами брокера — от автосалонов до больниц.
Рынок страхования физических лиц в России — это в основном обязательное или вмененное страхование, где не высока потребность в консультанте, нет существенных возможностей по адаптации продуктов к потребностям страхователей. Если рассматривать функцию агрегатора предложений страховщиков, их сравнения, упрощения процесса покупки полиса, то в этом сегменте представлены разные онлайн-площадки, которые действуют как агенты, так и некоторые страховые брокеры, которые выбирают такой путь развития. При текущем регулировании, к сожалению, в данной ситуации нет существенных преимуществ для такой компании в том, чтобы получать и поддерживать лицензию на оказание брокерских услуг. В тех случаях, когда брокеру удается создать какое-то преимущество, создать решение для потребителей, его модель работы перестает быть преимущественно консультационной и заменяется на трансакционную, задача которой помочь принять решение, упростить процесс покупки и взаимодействия с продуктом.
Российский страховой рынок оказался в определенной изоляции от мирового страхового хозяйства. Тем не менее многие страховщики ищут выходы на страховые рынки дружественных стран. И хотя эти рынки (Индия, Китай, Бразилия) никогда не были простыми в доступе на них, ведении переговоров, транспарентности и надежности, потребность в диверсификации бизнеса очень велика. Насколько брокеры готовы представлять интересы российских страховщиков? В чем основные препятствия? Язык? Традиции рынка? Применимое право? Юрисдикции разрешения споров?
Как я уже говорил ранее, брокеры всегда занимались и занимаются представлением интересов страховщиков на перестраховочных рынках. Эта работа возможна в рамках крупных международных групп брокеров, через самостоятельное присутствие российского брокера на зарубежных рынках или в партнерстве с локальными брокерами в той или иной стране. Не существует проблемы в неготовности брокеров представлять страховщиков за рубежом. Это привычная и традиционная компетенция всех крупных брокеров. В настоящее время основная проблема — это поиск тех рынков, которые не только готовы принимать в перестрахование российские риски, но и достаточно надежны и прозрачны, чтобы можно было быть уверенным в получении перестраховочного возмещения. Сегодня российские страховщики не только передают в перестрахование риски в дружественные страны, но и принимают риски в перестрахование оттуда. Изменился объем рисков, состав стран, появились дополнительные трудности с платежами и другие нюансы. Но в целом эта деятельность как велась, так и ведется страховыми брокерами в интересах своих клиентов. Гибкость, умение понимать рынок, задачи клиентов, видеть и уметь реализовывать возможности по управлению рисками как страхователей, так и страховщиков — это ключевые качества профессионального брокера, которые позволяют ему работать на рынках разных страх, в разных экономических системах и условиях.
И для страховщика, и для брокера в коммерческом и промышленном страховании чрезвычайно важна зрелость риск-менеджмента у страхователя. Каковы тенденции в этом сегменте корпоративного управления, насколько часто Remind сталкивается с непониманием важности этих процедур, отсутствием карт и матриц рисков, оценкой рискового аппетита у клиента, то, что часто называют holistic approach при решении вопроса о страховании.
Брокер в целом решает широкий круг задач: от необходимости заключения отдельного договора страхования до построения комплексной системы управления рисками. Даже при работе с отдельным полисом мы сталкиваемся с рядом типовых проблем: разрозненность информации внутри компании, низкая степень координации различных служб и подразделений, недостаточный управленческий учет, особенно для работы со страховыми случаями, когда компания в силу отсутствия учета просто не может подтвердить реально понесенные потери и произведенные расходы. Конечно, это в меньше степени присуще крупным компаниям, где есть функция риск-менеджера и внедрены хотя бы базовые подходы к управлению рисками.
Поэтому при работе с клиентами мы не ограничиваемся только составлением полиса, выбором страховщика, предложений по страхованию и т. д. То есть мы не фокусируемся на транзакционной функции. Наша задача в конечном итоге — обеспечить защиту интересов компании, т. е. обеспечить получение адекватной страховой выплаты при наступлении страхового случая. Поэтому брокер активно помогает в сборе информации, в анализе рисков, в налаживании коммуникации между подразделениями компании, проводит инженерные осмотры объектов, создает и помогает воплощать планы по улучшению защищенности активов. В жизни компании могут происходить самые разные изменения, влияющие на степень риска и необходимый объем защиты: изменение состава и стоимости активов, появление новых рисков, изменение законодательства, экономической конъюнктуры. Например, уход поставщика оборудования с рынка приведет к невозможности восстановить поврежденное оборудование в кратчайшие сроки. Брокер помогает клиенту сформировать альтернативные пути, обсудить их со страховщиками, изменить полис таким образом, чтобы он возмещал возросшую стоимость восстановления из-за удорожания логистики и т. д.
Для эффективной работы брокера важно понимать, что нельзя применять одни и те же подходы для всех компаний. Разные условия работы, положение на рынке, степень зрелости, этап роста и другие факторы влияют на то, как оптимально может быть устроена система управления рисками. В конечном итоге, основную роль играет культура управления. Если компания в целом стремиться к взвешенным решениям, то всегда готова прислушаться к советам профессионального брокера и усовершенствовать свои подходы к управлению рисками.
Одна из больших проблем для российского страхового рынка — сокращение числа опытных андеррайтеров у страховщиков по ряду традиционных видов страхования: морское страхование, страхование строительно- монтажных рисков, страхование перерыва в производстве, страхование ответственности директоров и менеджеров и других. Старшее поколение профессионалов уходит, вузы практически не готовят таких специалистов, кто-то уехал на другие рынки. Вы видите такую проблему? Как она решается в Remind?
Remind всегда уделял большое внимание развитию специалистов. Брокеру критически важно достаточно глубоко и детально понимать каждый риск и каждый вид страхования. Компетенции брокера сильно отличаются от компетенций андеррайтера, поскольку включают в себя не только понимание андеррайтинга, но и процесса принятия решений у клиента, особенностей его бизнеса или проекта, финансирование, работу с партнерами и подрядчиками, урегулирование убытков и многое другое, что крайне важно для создания эффективного страхового решения. Такие специалисты никогда не были массовым явлением на рынке, у них достаточно долгий период обучения в работе. Действительно, заменить их на кандидата с рынка не такая простая задача. Поэтому мы накапливаем, передаем эти знания внутри компании, обеспечиваем преемственность, заранее готовим подрастающее поколение, вкладываемся в развитие молодых талантов.
Подписка на журнал
На сайте доступна годовая подписка на журнал «Страховое право» с онлайн-оплатой. Стоимость годовой подписки на электронную версию — 4 600 ₽, стоимость покупки одного номера — 1150 ₽.

Для наших подписчиков публикация в журнале (при одобрении Редакционной коллегией) и участие в конференциях и дискуссиях журнала — бесплатны.

Бумажная версия доступна только при условии приобретения годовой подписки. Стоимость подписки — 4 600 ₽.
Свидетельство о регистрации
в Министерстве печати и информации РФ № ФС77-82379 от 3 декабря 2021 г.
© СТРАХОВОЕ ПРАВО, 2024
Издается с 1998 г.
Учредитель: ООО «Страховое право»
127495, г. Москва, Дмитровское ш., д. 165Е,
корп. 6, эт. 1, пом. V, комн. 7, оф. 11.