И для страховщика, и для брокера в коммерческом и промышленном страховании чрезвычайно важна зрелость риск-менеджмента у страхователя. Каковы тенденции в этом сегменте корпоративного управления, насколько часто Remind сталкивается с непониманием важности этих процедур, отсутствием карт и матриц рисков, оценкой рискового аппетита у клиента, то, что часто называют holistic approach при решении вопроса о страховании.
Брокер в целом решает широкий круг задач: от необходимости заключения отдельного договора страхования до построения комплексной системы управления рисками. Даже при работе с отдельным полисом мы сталкиваемся с рядом типовых проблем: разрозненность информации внутри компании, низкая степень координации различных служб и подразделений, недостаточный управленческий учет, особенно для работы со страховыми случаями, когда компания в силу отсутствия учета просто не может подтвердить реально понесенные потери и произведенные расходы. Конечно, это в меньше степени присуще крупным компаниям, где есть функция риск-менеджера и внедрены хотя бы базовые подходы к управлению рисками.
Поэтому при работе с клиентами мы не ограничиваемся только составлением полиса, выбором страховщика, предложений по страхованию и т. д. То есть мы не фокусируемся на транзакционной функции. Наша задача в конечном итоге — обеспечить защиту интересов компании, т. е. обеспечить получение адекватной страховой выплаты при наступлении страхового случая. Поэтому брокер активно помогает в сборе информации, в анализе рисков, в налаживании коммуникации между подразделениями компании, проводит инженерные осмотры объектов, создает и помогает воплощать планы по улучшению защищенности активов. В жизни компании могут происходить самые разные изменения, влияющие на степень риска и необходимый объем защиты: изменение состава и стоимости активов, появление новых рисков, изменение законодательства, экономической конъюнктуры. Например, уход поставщика оборудования с рынка приведет к невозможности восстановить поврежденное оборудование в кратчайшие сроки. Брокер помогает клиенту сформировать альтернативные пути, обсудить их со страховщиками, изменить полис таким образом, чтобы он возмещал возросшую стоимость восстановления из-за удорожания логистики и т. д.
Для эффективной работы брокера важно понимать, что нельзя применять одни и те же подходы для всех компаний. Разные условия работы, положение на рынке, степень зрелости, этап роста и другие факторы влияют на то, как оптимально может быть устроена система управления рисками. В конечном итоге, основную роль играет культура управления. Если компания в целом стремиться к взвешенным решениям, то всегда готова прислушаться к советам профессионального брокера и усовершенствовать свои подходы к управлению рисками.