В преддверии значительных изменений в системе арбитража в России необходимо отметить, что до недавнего времени функционировало около 2 000 третейских судов, созданных при юридических лицах различной организационно-правовой формы. Фактически, любое общество с ограниченной ответственностью, обладая минимальным уставным капиталом в 10 000 рублей, могло инициировать создание третейского суда. Очевидно, что эта система оказалась неэффективной и привела к подрыву доверия к третейскому разбирательству в стране.
В связи с этим, в 2013 году в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обозначил необходимость полной реформы системы третейских судов. Реакцией на этот вызов стал новый Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который стал основным инструментом для повышения добросовестности и прозрачности в данной сфере.
Основной задачей реформы стало не только сокращение числа арбитражных учреждений, но и установление государственного контроля над их деятельностью. Теперь, помимо судебного контроля, введена и форма административного контроля. В рамках Минюста России был создан специализированный Совет по совершенствованию третейского разбирательства, который вырабатывает и реализует государственную политику в данной области. Все злоупотребления, характерные для предыдущих лет, остались в прошлом, а деятельность третейских судов находится под жестким контролем ведомства. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» четко регламентирует действия судов общей юрисдикции и арбитражных судов при выполнении функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также учитывает последние изменения и тенденции в законодательстве об арбитраже. В результате, решения третейских судов практически приравнены к решениям государственных судов.
В свете недавних постановлений Конституционного суда, которые начали выходить с апреля 2024 года, становится очевидным, что третейские суды играют важную роль в судебной системе России. Эти документы подчеркивают, что такие суды не только принимаются в расчет, но и рассматриваются как желательный инструмент для решения коммерческих споров.
Статистические данные демонстрируют впечатляющий уровень эффективности: менее 1% решений, вынесенных Арбитражным центром при РСПП, отменяются государственными судами, что свидетельствует о высоком уровне доверия и уважения к институту третейского разбирательства. Эти изменения открывают новые возможности для обеспечения правосудия и создания более справедливой и эффективной системы разрешения споров в России.
Важным шагом в развитии международного арбитража стало обсуждение на юридическом форуме стран БРИКС в 2024 году концепции арбитражного механизма БРИКС+, которая на протяжении последних нескольких лет разрабатывалась Ассоциацией юристов России совместно с юридическими объединениями наших партнеров на полях юридического форума стран БРИКС. Согласно данной концепции в государствах — участниках БРИКС на базе действующих национальных арбитражных институтов создаются обособленные подразделения — «арбитражные центры стран БРИКС», которые в соответствии с трансграничным соглашением между юридическими лицами, при которых они образованы, будут полностью унифицированы в своей деятельности, не нарушая при этом публичный порядок всех государств. Параметры унификации предлагается разрабатывать специальной рабочей группе, состоящей из представителей арбитражных центров в каждом государстве, и эти параметры будут включать в себя: определение единых стандартов в деятельности арбитражных центров; определение единого рекомендованного списка арбитров; определение единых правил арбитража; определение единой символики в деятельности указанных юридических лиц; определение единого информационного пространства, определение общего для всех арбитражных центров элементов коллегиального управления, а также определение иных параметров унификации в деятельности. От Российской стороны в данной деятельности участвует Арбитражный центр при РСПП. Эта деятельности является крайне важной, учитывая, что санкционные ограничения, введенные в последние годы, привели к дестабилизации системы международного коммерческого арбитража, годами выстроенной на базе арбитражных институтов недружественных Российской Федерации государств.
Следует отметить, что использование арбитражных оговорок в договорных условиях уже доступно для бизнеса, так как соответствующий механизм успешно налажен. Это открывает новые возможности для эффективного и быстрого разрешения споров, что, в свою очередь, способствует укреплению правовой системы и повышению уровня доверия среди участников рынка.
Таким образом, третейское разбирательство становится не только возможностью, но и предпочтительным вариантом для разрешения споров, что согласуется с общей стратегией государства.