Обзор работы дискуссионной площадки ЮФУ «Адаптация регионов к изменению климата»
Overview of the SFU Discussion Platform “Regions Adaptation to a Climate Change”
УСТОЙЧИВОЕ СТРАХОВАНИЕ И ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ
Киселева Алла Васильевна, Южный федеральный университет, руководитель ЦУР ЮФУ, доцент кафедры финансового права юридического факультета, к.ю.н., доцент
Kiseleva Alla V.,
Southern Federal University, Head of the SDG of the Southern Federal University,
Associate Professor at the Department of Financial Law of the Faculty of Law,
Ph.D. in Law, Associate Professor avkiseleva@sfedu.ru
Черкасов Юрий Юрьевич,
Южный федеральный университет, старший преподаватель кафедры финансового права юридического факультета
Cherkasov Yuri Yu.,
Southern Federal University, Senior Lecturer at the Department of Financial Law of the Faculty of Law
Кононов Павел Иванович,
Южный федеральный университет, магистрант; государственный гражданский служащий 1-го класса, начальник штаба по делам ГОиЧС, ликвидаций аварий природного и техногенного характера и ситуаций «особого периода» ООО «Новосибирский электровозоремонтный завод» (Группа «СИНАРА»)
Kononov Pavel I.,
Southern Federal University, M.A. Student;
State Civil Servant of the 1st Class,
Chief of Staff for Civil Engineering, Liquidation of Accidents of a Natural and Man-made Nature and Situations of a “Special Period”
of the Novosibirsk Electric Locomotive Repair Plant Limited Liability Company (The SINARA Group)
Мамедов Низами Мустафаевич,
профессор РАНХиГС, д.филос.н.
Mammadov Nizami M.,
Professor of the RANEPA, D.Sc. of Philosophy
В связи с актуальностью проблематики адаптации регионов РФ к влиянию климатических и иных рисков устойчивого развития необходимо учитывать многочисленные объективные и субъективные факторы состояния регионов. Моделирование рискологической картины региона позволяет сформировать карту рисков на определенный временной горизонт, принять программу стратегического развития региона, сосредоточив внимание на основных рисках.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, климатические риски, риски устойчивого развития, регионы РФ, карта рисков.
Due to the relevance of the problems of adaptation of the Russian regions to the influence of climate and other risks of sustainable development, it is necessary to consider numerous objective and subjective factors of the regions. Modeling the risks picture of the region allows to create a risk map for a certain time horizon, adopt a program for the strategic development of the region, focusing on the main risks.

Keywords: sustainable development goals, climate risks, sustainable development risks, regions of the Russian Federation, risk map.
Актуальность повестки устойчивого развития и ESG в Российской Федерации в настоящий момент возросла как никогда. Некоторое время назад внедрение ESG- параметров в деятельность предприятий и организаций, оценка на основании достижений целей устойчивого развития деятельности губернаторов и глав муниципальных образований была очень популярной и даже модной темой. Затем, по вполне справедливому выражению многих коллег, «тема ESG спала», и остались понятные, прозрачные и измеримые факторы экологической, экономической и социальной ответственности. Вместе с тем высказывались мнения, что устойчивое развитие – западная повестка, навязанная нам с вполне конкретными целями пополнения своих бюджетов за счет средств наших предприятий, производящих ряд продукции (например, сталь, цемент) в условиях не столь строгой таксометрии. Современная обстановка не позволила проверить эту теорию эмпирическим путем, тем не менее очевидно, что суверенные факторы устойчивого развития были сформированы задолго до возникновения международных соглашений по этому вопросу. В ходе обсуждения рассматриваемой проблематики на дискуссионной площадке ЦУР ЮФУ по теме об истоках зарождения идеи устойчивого развития высказался Н. М. Мамедов, доктор философских наук, профессор РАНХиГС. Он полагает, что переход к устойчивому развитию возможен при гармоничных социальных отношениях, нравственном совершенствовании людей, изменении человеческих качеств на основе эко-гуманистических ценностей и идеалов. Важнейшими факторами достижения этих высоких целей призваны стать соответствующее образование, новая правовая система и целенаправленная информационная политика.
Сложность, однако, заключается в том, что переход к устойчивому развитию может стать реальностью, если все страны мира будут действовать согласованно в соответствии с императивами устойчивого развития. И это обстоятельство является одним из существенных мотивов деятельности Организации Объединенных Наций в последние десятилетия.
Вместе с тем страны мира отличаются естественно-природными, экономическими, социальными, культурными особенностями. Это проявляется в различии образа жизни людей, характере их потребностей, производственной деятельности, специфике локальных экологических проблем.
Интегративный эффект права устойчивого развития заключается в том, что все нормы и критерии в различных отраслях права должны быть взаимосвязаны и ориентированы в будущее. Законы должны отражать отход от традиционного антропоцентрического видения системы права и переход к социоприродной системе. В этом смысле заслуживает внимания рассмотрение предпосылок и условий опережающего развития правового знания по сравнению с другими областями социально-гуманитарного знания.
Право устойчивого развития также существенно расширяет содержание понятия равенства, поскольку в той или иной степени оно распространяется как на последующие поколения людей, так и на природу, биосферу. Это следует из равенства прав нынешних и будущих поколений по удовлетворению своих потребностей, которое может осуществляться за счет природы. Важно поэтому ее сохранить или преобразовывать таким образом, чтобы не разрушались условия существования людей.
Существенно меняется и понимание принципа справедливости при переходе к модели устойчивого развития, который должен быть отражен в законодательстве по устойчивому развитию. Нынешние поколения, продолжая транслировать в будущее принципы хозяйствования, ведущие к разрушению окружающей природной среды и истощению природных ресурсов, обрекают будущие поколения на существенное снижение качества жизни. Вот почему необходимо распространить принцип социальной справедливости и на будущие поколения людей.
А. В. Киселева, доцент, кандидат юридических наук, в развитие высказывания профессора Н. М. Мамедова отметила, что, например, Ростовская область обладает существенной спецификой. В связи с этим выстраивать методологию оценки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на соответствие параметрам устойчивого развития необходимо с учетом соотношения рисков, а также по возможности многочисленных объективных и субъективных факторов. Так, расширение сферы действия циклической экономики, развитие зеленой энергетики, развитие экологического туризма, производство экологически чистой продукции, противодействие глобальным экономическим угрозам, с одной стороны, требуют эффективного и гармоничного комплекса мер, обеспечивающих комфортное существование и получение всех социальных благ представителям нынешнего поколения, а с другой стороны, детерминируют необходимость создания таких механизмов, которые обеспечат витальные потребности людям будущих поколений.
К задачам дискуссии относится осмысление устойчивого развития, его прикладного характера в контексте ресуверенизации гражданского общества. В исследовании [10] дана характеристика устойчивого развития как концепции, принципа и института, имеющего правовое содержание, даны контурные характеристики права устойчивого развития, обоснована необходимость наполнения модели устойчивого развития юридическим содержанием, выявлены проблемы в законодательном регулировании исследуемой сферы и даны предложения по контекстному наполнению архитектуры НПА.
В научно-исследовательской работе была изучена структура рискологического исследования, которая включала в себя следующие этапы: выявление перечней рисков, описание триггеров рисков, моделирование рискологической картины (составление карты рисков), выработка механизмов управления рисками.
Разработка такого механизма невозможна без учета угроз и рисков устойчивого развития. Моделирование рисковой модели прежде всего основано на четком и всеобъемлющем понимании принципа, концепции механизма устойчивого развития. Только на основании правильного понимания устойчивого развития возможно определение перечня рисков и выстраивание моделей их воздействия на сферу устойчивого развития Черноморско-Каспийского региона.
Формирование модели устойчивого развития является объективно обусловленным процессом, прежде всего, связанным с накоплением большого количества общественных отношений, нуждающихся в новом порядке правового, экономического, политического воздействия. Рассматривая, в частности, право как социально властный феномен, необходимо признать, что оно несет тренд общественного развития, определяет некий прообраз будущего, ибо правовые нормы сконструированы таким образом, чтобы не просто наказать за совершенное деяние, а исключить подобное в будущем, не просто установить оптимальную налоговую нагрузку, а так устроить систему налогов, чтобы простимулировать наиболее эффективные и нужные для общества виды деятельности. Такую конструирующую роль права можно увидеть абсолютно в любой отрасли, однако наиболее заметна она в конституционной сфере.
Безусловно, что, являясь фундаментом текущего законодательства, Конституция Российской Федерации распространяет социологические свойства на всю правовую систему. Нормы, устанавливаемые государством, отражают волю правящего класса или баланс интересов различных социальных групп. Изменения в праве определяются в первую очередь развитием реальных общественных отношений, изменением соотношения сил в обществе, трансформацией общественного интереса.
Многофакторный анализ рисковой составляющей устойчивого развития Черноморско-Каспийского региона включает экспертную оценку, классификацию системы триггеров на основе экспертного мнения. Метод опроса целесообразно использовать на тех этапах, когда система (в исследуемой проблематике это комплекс социально властных отношений, определяющих вектор устойчивого развития государственности на основе суверенного волеизъявления народа и конституционного принципа социальной солидарности) находится в нестабильном состоянии.
Моделирование рискологической картины означает выявление веса риска (то есть степени катастрофичности последствий от его наступления) и вероятности его наступления. На данном этапе необходимо использовать экспертное мнение с дополненными статистическими данными. На основании полученной карты риска вырабатываются прогнозные значения угроз на отдаленную перспективу (до 2060 года). Первый этап исследования угроз и рисков устойчивого развития в Черноморско- Каспийском регионе показал, что наиболее значимыми являются климатические риски, риски загрязнения окружающей среды, инфраструктурные риски, риски криминогенной обстановки, социальные, информационные и геополитические риски. Каждому риску дано подробное описание, составлена характеристика. С целью проведения анализа рискологической обстановки в РФ были выявлены и охарактеризованы блоки устойчивого развития, их соотносимость с ЦУР ООН, дано краткое описание текущего состояния. Выявлено, что охрана природного ландшафта, механизм формирования зеленой экономики, финансы в сфере зеленых инвестиций, стимулирование использования наилучших доступных технологий, экологизация транспортной инфраструктуры, создание устойчивых городов (зеленый урбанизм) и биоэкономика являются опорными точками, особыми зонами внимания для формирования модели устойчивого развития. Описана модель формирования механизма устойчивого развития и принципы, на которых она должна быть основана.
Исследование в рамках первого этапа завершилось разработкой технического задания на создание Цифрового атласа угроз и рисков устойчивого развития в Черноморско-Каспийском регионе и созданием превью Атласа, который при проведении дальнейших исследований наполнится прогнозными и фактическими данными.
Цифровой атлас угроз и рисков устойчивого развития создается в целях информированности органов публичной власти, субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц в части вероятности наступления и степени катастрофичности последствий случайного многофакторного события негативного характера для обеспечения непрерывности производственного цикла, безопасности людей, защиты природного капитала.
Результаты исследовательской деятельности предложены органам публичной власти, подкомитету Государственной Думы по ESG, Администрации Ставропольского края в виде поправок к ряду НПА. Подчеркивая суверенный характер устойчивого развития в Российской Федерации, начальник штаба ГО и ЧС новосибирского электровозоремонтного завода Группы «СИНАРА», П. И. Кононов осветил истоки русской научной мысли в данной области, а именно концепции ноосферы В. И. Вернадского (условия перехода биосферы в ноосферу, автотрофно-ноосферная концепция) [9].
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.
По мнению Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему:
1) человечество стало единым целым. Мировая история охватила как единое целое весь земной шар, совершенно покончила с уединенными, мало зависимыми друг от друга культурными историческими областями прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если б это было ему нужно»;
2) преобразование средств связи и обмена. Ноосфера – это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией;
3) открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии;
4) подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс;
5) равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения;
6) исключение междоусобных войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованью человечества, стала основным препятствием на пути к ноосфере. Без искоренения этого препятствия достижение ноосферы почти невозможно, и напротив, отсутствие угрозы войн означает, что человечество как мироздание сделало огромный шаг к созданию ноосферы.
Согласно идеям Вернадского, ноосфера – это новейшая оболочка Земли, которая формируется на научных обоснованиях. Это слившиеся в единый поток два величайших инновационных процесса нашей эпохи – научной мысли и социокультурных отношений. Это означает, что ноосфера возможна лишь как альянс сил, которые являются предпосылкой этих процессов, то есть как альянс науки и различных социальных слоев общества.
Вернадский видел в идее ноосферы единое соединение природы и общества, победу разума и гуманизма, единое слияние науки и общества, становление и государственную геополитику на благо индивидуума, это мир без оружия, войн, экологических и демографических проблем, это видение, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это вера в величайшую миссию научного разума и общества, вооруженного наукой. Соизмеряя функцию человеческого рассудка и научной мысли как планетарного явления, Вернадский пришел к последующим тезисам.
1. Развитие науки является той самой силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
2. Это явление закономерно и истолковывается как благоприятствующее росту исследовательской научной мысли.
3. Такое изменение биосферы случается безотносительно от человеческой воли, спонтанно, как естественный природный процесс.
4. А так как сама среда жизни и есть биосферная оболочка Земли, то реорганизованная субстанция галактики и происходящие в результате ее длительного геологического развития изменения – геосфера, ее историческое существование и научные работы человечества, являются новыми критериями ее обновления – естественно- научной деятельности мироздания, это и есть природный процесс перехода экосистемы биосферы в новое состояние – в ноосферу.
5. В переживаемый нами этнографический миг мы можем видеть это более ясно, чем предыдущие поколения человечества.
Здесь-то и открывается перед нами «закон природы». Появление новых наук – геохимии и биохимии – дало возможность показать некоторые значимые черты процесса математически.
С саморазвитием человечества, преображением технологических сил сформировываются новейшие по качеству потоки и круговороты веществ в биосфере по маршруту перерождения ее в ноосферу. Главные их признаки обусловливаются следующим:
1) увеличение извлекаемого материала из недр планеты – прирост и разработка месторождений и добыча полезных ископаемых;
2) происходит тотальная переработка и потребление продуктов фотосинтеза предыдущих геологически длительных эпох (растения, водоросли, фитопланктон, фотосинтезирующие бактерии);
3) процессы в антропогенной биосфере не ведут к накоплению энергии, что было характерно для биосферы до появления человека, а влекут к ее рассеиванию;
4) в экосистеме биосферы в повальном множестве создаются излучения и вещества, отсутствовавшие ранее в природе, включая чистые металлы без примесей;
5) возникают, хотя и в исчезающе мизерных количествах, трансурановые химические элементы (цезий, плутоний и др.) в связи с зарождением, развитием и совершенствованием ракетных и ядерных технологии и ядерной энергетики. Появление, внедрение водородной энергии. Освоение, за счет деления ядер, ядерной энергии;
6) ноосфера, как апогей разума и научно-технической мысли, выходит далеко за пределы Земли.
Потребительское отношение к природным дарам, кажущимся безграничными ресурсам, как следствие, массовое накопление отходов производства, являются огромной антропогенной нагрузкой на биосферу, что приближает биосферу к критическому состоянию.
Негативное воздействие на окружающую нас среду становится чрезвычайно актуальным. Этот факт осознают многие политические деятели и научная общественность.
Проблема возрастания антропогенной нагрузки на биосферу влечет множество проблем, которые предстоит решить нам и будущим поколениям во избежание роковых, непоправимых последствий. Это важнейшая задача, решение которой требует огромных усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых гуманитарных и естественных наук.
Идея, концепция ноосферы – это новый эволюционный процесс, который объективно ведет к переходу человечества от биосферы в ноосферу под влиянием научной мысли и труда человечества. Процесс ускорения научно-технического прогресса в ХХ веке на большей части планеты относится к началу эпохи НТР.
Вернадский полагал, что главный двигатель перехода биосферы в ноосферу в современный период – это резко возросшая творческая активность человечества, стремление к получению максимальных научных знания, активное участие в общественной жизни и в управлении государством.
Научному сообществу известен ряд законов, которые вошли в историю науки под именем Владимира Вернадского. Первый закон, который сформулировал Владимир Иванович: масса вещества, вовлекаемого в жизненные процессы, постепенно увеличивается в процессе эволюции биосферы. Второй закон: скорость оборачиваемости вещества увеличивается в процессе эволюции биосферы и ряд других законов. Вернадский считал, что живое вещество является наиболее мощным геохимическим и энергетическим фактором, ведущей силой планетарного развития.
Уместно процитировать слова ученого: «Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей».
П. И. Кононов сделал особый акцент на главном труде Вернадского – монографии о биосфере и ноосфере, сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая жизнедеятельность становится главным, определяющим фактором развития.
По убеждению исследователя, ноосфера – материальная оболочка, своего рода «скорлупа» планеты, изменяющаяся под влиянием человеческой деятельности, которая трансформируют Землю, что может быть признано «мощной геологической силой». Живое вещество – это «функция биосферы», а биосфера – итог становления и развития живого вещества.
Нооосфера («сфера разума») – вероятная область взаимопроникновения вещества и сущности, сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой рациональная человеческая деятельность становится определяющим аспектом становления и развития. Вернадский осознает ноосферу как «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней».
Этот процесс и ход его развития только начинает выясняться из исследования ее геофизического прошлого и будущего развития в некоторых своих аспектах.
Ю. Ю. Черкасов, старший преподаватель кафедры финансового права юридического факультета, отмечает, что вопрос о сохранении актуальности повестки устойчивого развития в условиях новых глобальных вызовов современности обретает новое звучание. Между тем необходимо отметить, что российское общество демонстрирует заинтересованность в дальнейшей реализации экологических инициатив, что, безусловно, находит свое отражение в экономической сфере, развивая и углубляя концепцию зеленой экономики, включающей в себя в том числе и следующие важнейшие разделы.
1. Зеленая химия – это научное направление, нацеленное на продуманный отбор сырья (возобновляемых источников сырья, в основном не из нефти), замену традиционных органических растворителей и совершенствование технологических процессов в крупномасштабных химических производствах, которые значительно снижают их воздействие на окружающую среду. Экономический эффект достигается за счет исключения из технологического процесса химических реакций из фаз разрушения и переработки вредных побочных продуктов. В Российской Федерации принят и действует целый комплекс нормативно- правовых актов, направленных на реализацию концепции зеленой химии, среди которых особое место занимают Технические регламенты Таможенного союза (например, [4] и [5]), запретившие или ограничившие использование токсичных веществ в качестве компонентов продукции.
2. Альтернативная энергетика – это совокупность перспективных методов получения, передачи и использования энергии, характеризующихся низкой вероятностью причинения ущерба окружающей среде. В соответствии с положениями Распоряжения Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года» [3] нормативно закреплена тенденция к росту доли источников альтернативной энергетики. Модельный закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 15.11.2003 № 22-10) [6] призван расширить сферу применения альтернативных видов энергии в транспортной сфере.
3. Повторное использование – это переработка производственных отходов или иных отходов (переработанных, третичных и т. д., в определенной степени таких материалов, как стекло, бумага, алюминий, асфальт, железо, ткани и различные виды пластмасс). Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] ввел новые понятия: «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье».
4. Зеленый транспорт необходимо рассматривать в качестве способа и организованной формы передвижения, отличающихся минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, была в 2014 году изложена в новой редакции, соответствующей экологическому вектору развития всей транспортной отрасли.
5. Энергосберегающие технологии в строительстве призваны значительно сократить потребление энергоносителей, в первую очередь в целях обеспечения необходимого температурного режима.
6. Органическое земледелие предполагает отказ от генетически модифицированных семян, а также таких химических средств в сельском хозяйстве, которые способны нанести вред окружающей среде. Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 03.08.2018 [2] и четыре национальных стандарта составляют нормативно-правовую основу органического сельского хозяйства в Российской Федерации.
7. Экотуризм – это форма туризма, которая фокусируется на посещении относительно нетронутых природных территорий с отсутствующей туристской инфраструктурой и минимальным влиянием человека на природный ландшафт. 24 декабря 2018 года принята Государственная программа «Сохранение и развитие экотуризма [7]. 12 марта 2019 года принята государственная программа «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» [8].
Зеленая экономика базируется на энергоэффективности и ресурсосбережении, что не только минимизирует негативное воздействие на окружающую среду, но и способно обеспечить поступательный рост национального ВВП.
Важность зеленой экономики также обусловлена тем, что в наше время к компаниям предъявляют высокие требования в отношении предоставления высококачественной и актуальной информации финансового и нефинансового характера о деятельности экономического субъекта, необходимой для принятия наиболее обоснованных управленческих решений. Общество XXI века уделяет большое внимание проблемам экологии, климата и корпоративной социальной ответственности. В 2023 году вопросы устойчивости и трансформации ESG заняли центральное место в повестке дня мирового экономического и политического развития.
В настоящее время разработаны международные и национальные нормативные акты, регулирующие правила учета факторов ESG и принципы формирования нефинансовой отчетности. В соответствии с существующей практикой бухгалтерского учета некоторые международные и национальные стандарты в определенной степени затрагивают раскрытие информации, касающейся экологических и социальных аспектов.
Нефинансовая информация выступает в качестве одного из драйверов развития организации. Правдиво представленная во всех существенных отношениях нефинансовая информация способна повысить уровень доверия к организации, улучшить репутацию и поспособствовать закреплению позиций на рынке или их улучшению.

  1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 21.12.2022).
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 21.12.2022).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 21.12.2022).
  4. ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799).
  5. 5. ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2022).
  6. Модельный закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 15.11.2003 № 22-10) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 21.12.2022).
  7. Государственная программа «Сохранение и развитие экотуризма». Утверждена Протоколом от 24.12.2018 № 16 Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
  8. Государственная программа «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/federalnyy-proekt-sokhranenie-biologicheskogo-raznoobraziya-i-razvitie-ekologicheskogo-turizma/ (дата обращения: 21.12.2022).
  9. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. Москва : Айрис-пресс, 2012.
  10. Право устойчивого развития : учебник / коллектив авторов. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2023.
Подписка на журнал
На сайте доступна годовая подписка на журнал «Страховое право» с онлайн-оплатой. Стоимость годовой подписки на электронную версию — 4 400 ₽, стоимость покупки одного номера — 1100 ₽.

Для наших подписчиков публикация в журнале (при одобрении Редакционной коллегией) и участие в конференциях и дискуссиях журнала — бесплатны.

Бумажная версия доступна только при условии приобретения годовой подписки. Стоимость подписки — 4 400 ₽.
Свидетельство о регистрации
в Министерстве печати и информации РФ № ФС77-82379 от 3 декабря 2021 г.
© СТРАХОВОЕ ПРАВО, 2024
Издается с 1998 г.
Учредитель: ООО «Страховое право»
127495, г. Москва, Дмитровское ш., д. 165Е,
корп. 6, эт. 1, пом. V, комн. 7, оф. 11.