– В гражданско-правовом регулировании договора страхования большинство изменений затрагивают ОСАГО и защиту прав потребителей. Какие нормы и правила договора страхования нуждаются в изменении с учетом накопленного опыта деятельности? Например, в условиях увеличения частоты пожаров на крупных объектах и складах ведется активная дискуссия о предоставлении страховщикам права отказывать в случаях грубой неосторожности в действиях страхователя (например, проведение ремонтных и сварочных работ на территории застрахованных объектов без соблюдения правил противопожарной безопасности), как это предусмотрено для договоров морского страхования. Добавит ли это большей однозначности в ожидания страхователей при заключении договоров страхования?
– Задача страховщиков – обеспечить на- дежную защиту для клиентов, а также предупреждать их и консультировать о способах снижения рисков.
Страховщикам необходимо обеспечить больше возможностей борьбы с мошенниками, «профессиональными страхователями» и автоюристами, которые зарабатывают деньги на организации и взыскании со страховщиков убытков.
Дополнительные возможности для отказов в выплате по реально произошедшим убыткам совершенно не пойдут страховому рынку на пользу.
Для страховщиков, скорее, важнее прекратить процесс взыскания тех убытков, которые не должны быть взысканы (например, при взыскании стоимости новых запасных частей для «праворуких» машин, когда фактический их ремонт осуществляется только подержанными запасными частями) и т. п.
Для рынка также полезней было бы просто повысить стоимость страхования от пожара, чтобы не отказывать попавшему в беду клиенту, а, наоборот, заплатить ему всё, что положено.
Нередки случаи и умышленных поджогов ставших ненужными или нефункционирующих объектов. В этой ситуации для рынка полезно не столько менять действующее законодательство, сколько отойти от существующей судебной практики: застраховано – значит нужно платить, и не важно, что написано в договоре страхования.
Нужно шире внедрять в этой части судебную практику равноправной оценки в суде и страховщика, и страхователя в качестве профессиональных участников страхового рынка.
И страхователь, и страховщик обязаны полностью исполнять условия договора страхования.
Договор страхования – это не безусловная гарантия, он дает возможность получить страховое возмещение только в случаях, предусмотренных договором, при обязательном встречном обязательстве страхователя заботиться о застрахованном имуществе и принимать все меры для его сохранности, спасения и минимизации убытков.
В части работы финансового уполномоченного необходимо прекратить существующую сейчас практику обжалования его решения в суде. Решение финансового уполномоченного должно быть окончательным и обязательным для исполнения всеми сторонами.
Иначе вместо разгрузки судов финансовый уполномоченный становится просто еще одной «нулевой» судебной инстанцией, работа которой, кроме всего прочего, еще и обойдется страховщикам достаточно дорого.
По ОСАГО, по страхованию автокаско и специальной техники сейчас достаточно больная тема – это организация ремонта. Для некоторых автомобилей, машин и механизмов сейчас вообще практически невозможно на территории РФ организовать оперативный ремонт (и уж точно ремонт новыми запасными частями).
Поэтому требовать этого от страховщиков нельзя, что также нужно закрепить законодательно. Страховщики иногда не могут в указанный в законе срок предоставить запасные части и агрегаты в нужном страхователю месте. Сейчас же нередки судебные решения, которые крайне жестко наказывают страховщиков за невозможность организовать ремонт, который никто и не мог бы в указанные в законе сроки организовать.