– Уровень проникновения страхования в России на уровне 1,4% от ВВП остается неизменным на протяжении 20 лет, несмотря на введение ОСАГО, кредитное страхование жизни и прочие импульсы. Это карма рынка или страховщики так и не научились продавать страхование?
– Ни то, ни другое, скорее, так исторически сложилось. Как ни банально это звучит, исторический контекст оказывает серьезное влияние на нашу индустрию. Сначала страхование было государственным монополистическим бизнесом, конкуренция на рынке отсутствовала, а это всегда плохо сказывается на клиентоориентированности предложения и сервиса. В сложные 90-е страхование стало роскошью для многих, на первый план вышли совершенно другие потребности, и постепенно привычка страховаться вышла из обихода.
Сегодня многие потребители не до конца осознают пользу и важность страхования. Далеко не все знают, какие риски можно застраховать, как страхование помогает в неблагоприятных ситуациях и какие виды страхования актуальны в их случае. С этой ситуацией активно работают Минфин и Банк России, проводя дни финансовой грамотности и регулярную просветительскую работу, а также страховые союзы. Надеюсь, в будущем это даст результат, но пока мы видим, что процент проникновения добровольных видов страхования в разы ниже, чем на западных рынках. Достаточно посмотреть, сколько некредитных квартир и машин застраховано, сколько людей дополнительно страхуют свою жизнь за пределами кредитного договора и сколько ведут долгосрочные накопления.
Одной из причин стагнации называют и недоверие потребителей к страховым компаниям, которое вызвано негативным опытом или недобросовестными практиками в отрасли. Это, конечно, проблема индустрии, решение которой требует совместных усилий всего профессионального сообщества. Повышать доверие к страхованию можно, предлагая ценностные продукты за справедливые деньги. Тогда клиенты будут страховаться осознанно. Мы давно работаем в этом направлении и обязательно будем продолжать.
Но есть и ряд абсолютно объективных факторов, которые сдерживают развитие рынка. Начиная от экономического, когда людям и компаниям банально не хватает ресурсов на все потребности, и тогда они отказываются от страхования, фокусируясь на более важных, на их взгляд, задачах. Заканчивая особенностями нашего менталитета и отношения к риску. Часто люди полагаются на традиционные сети поддержки, такие как семья и друзья, вместо покупки страховых услуг. И никто не отменял знаменитого русского «авось».
Я всегда говорю, что будущее страхования – в руках компаний, которые работают на этом рынке. Только от нас зависят и уровень доверия к страховым инструментам, и клиентский опыт, и привлекательность продуктов. Все это в конечном итоге влияет на прогресс в создании доступной страховой среды.